Философия Канта

Иммануил Кант /1724-1804/ положил начало немецкой классической философии. В творческой деятельности Канта различают два периода: первый, до-критический, в котором главный интерес Канта - изучение природы, и второй, "критический". В этом периоде Кант считает, что разработке проблем философии должно предшествовать критическое ис­следование познавательных способностей.

Исходная проблема критической философии распадается на вопросы: I/ Что такое познание? 2/ Является ли познание фактом? 3/ Как этот факт возможен?

Отвечая на первый вопрос, Кант говорит, что всякое познание есть суждение, но не всякое суждение есть познание. Познание дают такие суждения, в которых предикат утверждает тс, чего нет в субъекте, и эти суждения имеют общий, необходимый характер /синтетические апри­орные суждения/. Далее Кант показывает, что такие суждения есть в науках и они возможны при соответствующих условиях, когда у нас есть представления о пространстве и времени.

Обычно считается, что представления о пространстве и времени вы­ведены из опыта. Кант с этим не согласен. У нас есть способность восприятия, чувственность. Пространство и время - формы чувствен­ности. Какие-то внешние воздействия идут извне, они созерцаются и упорядочиваются, в априорных формах пространства и времени. А какие объекты до, вне упорядочивания в этих формах мы не знаем и знать не можем /"вещи в себе/.

Кроме чувственности как способности восприятия, существует рассу­док как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерца­ний создает понятия. Образование понятий возможно потому, что су­ществуют категории, как формы мышления. Например, у нас есть созерцание освещенного солнцем камня и ощущение его теплоты. Мы связыва­ем эти чувственные данные в суждении о их причинной связи; для этого у нас есть категория причинности. Кант указывает на 12 категорий рассудка.

Над рассудком возвышается разум. Он стремится систематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы, стремится познать "умопостигаемые вещи", находящиеся вне опыта /мир как целое, Бог, душа/. Но когда разум желает познать мир как целое, он впадает в антиномии / антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения: А и не-А /. Так, Кант приводит доказательства тому, что мир конечен и бесконечен в прос­транстве и времени, что в мире есть нечто простое и все должно де­литься до бесконечности и т.д. Нельзя, далее, доказать ни того, что есть Бог или нет Бога; нельзя доказать ни смертности, ни бессмертия души. Все это означает непознаваемость мира, Бога и души; они оказы­ваются "вещами в себе". В то же время Кант говорит, что они принима­ются "практическим разумом". Например, слабые люди укрепляются в морали благодаря религиозной вере. Если при помощи разума нельзя познать мир, Бога и душу, то в практической жизни следует верить в них.

Если "вещи в себе" непознаваемы, то познаваемы явления, "вещи для нас". Мир явлений включает материальные явления и человеческие пос­тупки. И Кант предлагает метафизику природы и метафизику нравов.

Говоря о морали, Кант утверждает ее "автономность" - независимость от религии. Сам человеческий разум устанавливает нравственный за­кон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима - это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы гово­рят, что поступать определенным образом - хорошо. Главный императив /"категорический, императив"/ у Канта звучит так: "Я. всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей мак­симы во всеобщий закон". Например, эгоизм аморален, ибо ни один эго­ист не желает, чтобы эгоизм стал всеобщим законом.

Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть три способности души - рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире.

В последние годы жизни Кант много размышлял над социально-полити­ческими проблемами, считал, что через антагонизм людей и государств общество придет к оптимальному состоянию. Апофеоз истории - формирование всестороннего, развитого человека, формирование свободы, уста­новление вечного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: