Философия революционно-демократического движения и народников

Идейным вождем революционной демократии 40-х годов XIX в. был

Виссарион Григорьевич Белинский./1811-1848/. Вначале своего умствен­ного развития он разделял идеи объективного идеализма, но жизненный опыт приводит его к отказу от идеализма и переходу к демократизму и материализму. В философии Белинский больше всего интересовался гносеологическими вопросами. Он выступал против агностицизма; исходя из сенсуализма, в то же время считал, что полное знание достигается в единстве эмпирического и рационального. Белинский неоднократно говорит об истине, ее объективности, конкретности, практической значимости.

В социальном плане Белинский считал, что основной вопрос для России - уничтожение крепостничества. Oн верил в социализм, ясно видел деление общества на классы и борьбу между ними. Носителями общественного прогресса, ведущего к социализму, являются трудящиеся класса и представители "образованного" общества. В противоположность идеалистической эстетикe Белинский стремился доказать, что в худо­жественное творчестве выражается не абсолютная идея, а caмa жизнь, действительность. Он выступает за реализм, народность искусства. Перед русской литературою Белинский ставит две задачи: отрицатель­ную, критическую и положительную, утверждающую. По его мнению, сов­ременная литература должна подчеркивать отрицательные стороны жизни /их больше/, имея целью их устранение.

Александр Иванович Герцен /1812-1870/ обращает большое взимание на необходимость установления прочного союза между философией и ес­тествознанием. Для решения этого в проса важное значение имеет воп­рос об отношении мышления и бытия. Не следует резко разграничивать мышление и природу; природа, материя обладает внутренней активностью, историческое развитие природы венчается человеком. Сознание - продукт природы; отсюда следует познаваемость мира и объективность знании, Герцен говорит о взаимосвязи в познании опыта и "умозрения", о противоречивости процесса познания, соотношении абсолютной и отно­сительной истины, отвергает субъективные критерии истины.

В понимании общества Герцен указывал на особую роль в обществе "экономического вопроса''. Он считает, что современное общество нуждается в перестройке, вместе с Огаревым резко критикует капитализм. Герцен верил в торжество социализма, но считал, что у каждого народа может быть свой путь к нему. У России есть возможность перейти к социализму, минуя капитализм. Для этого у нас есть предпосылки - Сельская община и артель в промышленности. хорошо, если к социализму можно прийти мирным путем, но если это будет невозможно, "не сле­дует отступать перед насильственным переворотом".

Николаи Гаврилович Чернышевский /1825-1889/ стоял во главе демократического движения 60-х годов. В философии он резко противопос­тавлял материализм и идеализм, критикует различные идеалистические концепции. Чернышевский говорит о материальности мира, об общих свойствах материи: масса, протяжение, движение. В природе идет веч­ная смена форм, переход количественных изменений - в качественные, полярности в развитии. Эти же закономерности охватывает и область общественной жизни и познания. В гносеологии Чернышевский стремится доказать, что человеческая психика обусловлена воздействиями материальных предметов и состояниями нервной системы. Критерием истины яв­ляется практика. Отвлечённой истины нет, истина конкретна. В социологии Чернышевский рассматривает общество как сложный организм, сос­тоящий из многих элементов. А какой из них определяющий? Здесь у Чернышевского нет единой позиции. Таковым утверждаются иногда материальные условия, иногда - знания. История человечества история борьбы классов. Высшая форма классовой борьбы революция. Чернышевский допускал возможность особого пути России к социализму, с сохра­нением общины.

Идеологию революционно-демократического движения разделяли М.З. Буташевич-Петрашевский, Н. А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.

После крестьянской реформы 1861 г., в результате которой происхо­дит стабилизация крестьянской общины, начинается обнищание дворянс­тва и его революционизирование, в условиях самодержавия и политичес­кого бесправия народ, главным направлением освободительного движе­ния становится народничество. Эволюция народничества шла от пропа­гандистских кружков и "хождения в народ" через бунтарство и терроризм к либеральному реформаторству.

Главными идеологами революционного народничества были М .А. Бакунин /1814-1876/ П.Л. Лавров /1823-1900/, П.Н. Ткачев /1844-1885/. Идеология народничества основывалась на вере в сельскую общину как заро­дыш будущего общества, на идее некапиталистического пути России к социализму, ненависти к самодержавию и несправедливому сословному строю, заботе о благосостоянии народа, свободе и просвещении. Народ­ники выработали концепцию о могущественном влиянии интеллигенции на народ.

Бакунин считал, что народ, подвергающийся эксплуатации, всегда способен совершить социальные переворот. Нужен лишь повод, сигнал для восстания. Лавров полагал, что для подготовки революции нужна систематическая и продолжительная работа среди "рабочего люда", под которым прежде всего понималось крестьянство. Ткачев надежды на ос­вобождение народа возлагал на революционную группу, которая сокрушит абсолютистское государство, установит диктатуру для построения социалистического общества.

В философии народники близки к материализму. Они выступали против религии. Некоторые народники разделяли идеи марксистской философии.

Бакунин основное внимание уделял проблеме государства. Он проти­вопоставлял общество и государство. Общество - естественный продукт исторического развития, а государство - искусственный, возникший путем насилия и разделения людей на управляющих и управляемых. Государственному устройству Бакунин противопоставляет идеи анархии как самостоятельной свободной организаций общин, общественное самоуправление. Заметим, что идея анархии у Бакунина, а после него у П.А. Кропоткина, вовсе не означала какого-то отсутствия управления и порядка, а самоорганизацию людей в общины, самоуправление без какого-то стоящего над людьми государственного аппарата.

Лавров разрабатывает антропологическую философию, считает, что изучение личности должно предшествовать изучению общества. Антропо­логическая философия понимает человека как целостный организм, обладающий двумя функциями - познавательной и практической, Лавров говорит о необходимости установить правильный экономические строй, необходимо совершить революцию.

Ткачев особое внимание уделял проблеме прогресса общества, его объективных критериев.

Видным представителем либерального народничества был Н.К. Михайловский /1842-1904/. Он считает, что для перехода к социализму нужно сохранить и упрочить сельскую общину, кустарные промыслы, производственные артели, оградив мужика от «грядущих бед капиталистического порядка». Михайловский рассматривает концепции "героев и толпы", го­ворит о "служению народу" как обязанности интеллигенции. Народническое движение угасает к концу Х1Х в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: