Памятка для решения орфографических задач

1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?

2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить или проверить по словарям, или другой способ).

3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.

4. Напиши правильно!

Например, в слове высокой в предложении: Дети катались на санках с высокой горы нужно проверить правописание падежного окончания. Последовательность действий следующая:

1. Определяем часть речи и часть слова: проверяем падежное окончание имени прилагательного.

2. Находим имя существительное, к которому относится прилагательное, и по нему определяем род, число и падеж прилагательного.

3. Узнав падеж, род и число прилагательного выбираем нужное окончание (по таблице или по памяти) и записываем его.

Метод решения задач грамматико-орфографического характера с наибольшей полнотой выражает сущность морфологического принципа русской орфографии, он опирается на теоретические знания учащихся и на их умения в области фонетики, грамматики, словообразования, семантики (понимания значений слов, словосочетаний, предложений). Наряду с анализом и синтезом этот метод обеспечивает развивающее обучение школьников и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Самостоятельность учащихся в процессе письма повышается на основе использования следующего алгоритма:

Проговариваю → определяю орфограмму → вспоминаю правило → применяю его → пишу → проверяю.

Разновидности орфографических задач:

а) на выбор буквы для обозначения звука (звуко-буквенные);

тр а/о ва гру з/с

б) на выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения;

Ш/ шарик В/в лесу растут грибы.

В) на определение места знака переноса в слове;

Оре – хи или о-рехи

Лей – ка или ле- йка

г) на слитно-раздельное написание слов;

в класс или вкласс

Для решения грамматико-орфографических задач нужна серьезная основа в виде грамматических и языковых знаний, логического мышления, достаточно богатого словарного запас, речевого развития, зоркости и внимания.

Выбор метода (и приема) определяет успех обучения, он зависит от особенностей орфографического материала, типа орфограммы, возрастных возможностей детей, а также языковой основы, т.е. изученного грамматического материала. Выбор метода – основа оптимизации обучения. Выбор состоит в том, чтобы обоснованно определить главный, ведущий способ работы для каждой темы и ситуации.

Выбираемые методы и приемы применяются в условиях многосторонней языковой работы, создающей «фон». Последний создается из внимательного чтения, хорошей речевой среды, соблюдения требований культуры речи, активного речевого общения, постоянного обогащения словаря и его активизации, развития произносительных умений и аудирования (слушания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: