Началу сбора данных предшествует ряд этапов, которые входят в сферу подготовки и разработки дизайна. До начала исследовательского процесса должны быть четко определены потенциальные причины, симптомы проблемы и общая потребность в информации для решения этой проблемы. Требуется установить, в каком виде необходима информация, для чего она будет использована.
Как только проблемы исследования определены, открывается возможность формирования конкретных гипотез.
Несоблюдение этой последовательности может свести процесс исследования к механическому сбору данных, не охваченному главной целью исследования - устранение разницы между желаемыми и существующими состояниями вещей или связями между переменными факторами в системе управления.
Таким образом, дизайн - это проектирование и конструирование процесса исследования, разработка его модели. Эта фаза маркетингового исследования должна предшествовать началу поиска данных, их анализу и подготовке информации.
|
|
Разработка дизайна обычно требует:
- наличия утвержденной генеральной цели и оперативных целей;
- связи генеральной и оперативных целей с поставленной проблемой;
- обоснования формы, полученных результатов и направлений их использования;
- выбора и описания методов для достижения целей исследования;
- разработки календарного или сетевого графика для всего процесса;
- планирования и расстановки персонала, участвующего в разработке проекта исследования, а также организации административного контроля за ходом проектирования;
- определения бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с разбивкой во времени;
- подготовки формы и содержания окончательного документа в виде отчета или пояснительной записки.
В процессе проектирования дизайна следует придерживаться определенной техники и технологии.
Для этого часто требуется подготовить ответы на такие вопросы:
- Какие данные необходимы для создания требуемой информации?
- Где лучше получить вторичную информацию - из внутренних или из внешних источников?
- Требуется ли дополнительно, кроме вторичной информации, получение данных за счет первичной информации?
- Какие статистические методы и модели потребуются для обработки вторичной информации?
- Какие исследования следует провести, чтобы получить первичную информацию?
- Какие переменные факторы будут измеряться при исследовании и с помощью, каких приемов? Какие анкеты для опроса будут использоваться (структурированные, неструктурированные)? Какие вопросы задать и как контактировать с респондентами?
- Каковы выборка исследования, размер панели?
- Какие методы анализа полученных данных будут применяться?
- Определены ли форма, вид и структура отчета о проведении исследования?
- Сколько времени и затрат потребуется для выполнения исследования?
Дизайн маркетингового исследования может рассматриваться как проект организации и проведения маркетингового исследования. В процессе организации маркетингового исследования обычно выделяют три основных этапа построения дизайна.
|
|
Первый этап - ознакомление с проблемой ситуации и задачами, которые поставлены менеджером перед маркетологом-исследователем. Здесь формируется первое представление о возможностях исследования, о наличии аналогичных исследований, их затратности, о возможных трудностях, которые могут быть связаны с видом, объемом и качеством маркетингового исследования. Исходя из основных посылок, выясняются следующие вопросы:
- Какой объем исследований следует провести, потребуется ли глубокое или широкое исследование?
- Соизмеримы ли будут полученные результаты исследования (их эффект) с предполагаемыми затратами на их проведение?
- Существуют ли для исследуемой проблемы или аналогичной проблемы готовые решения, предложения и заключения?
- Какого уровня значимости должна быть получена информация в результате исследования?
- Каковы обоснование и формирование постановки задач исследования?
- Каковы временные ограничения по представлению результатов исследования?
Второй этап - предварительное планирование исследования, а именно проверка полученных на первом этапе представлений о методическом и временном процессах исследования. Здесь следует дать ответы на такие вопросы:
- Какая, в каком количестве и какого качества потребуется информация?
- Какие источники информации имеются в распоряжении?
- Потребуется ли наряду с проведением вторичного исследования организация первичных исследований, а если потребуется, то будут или нет привлекаться к исследованию специализированные институты или другие организации по маркетинговым исследованиям?
- Какие методики будут применяться для анализа и прогноза? Возможно ли использование ЭВМ для получения и обработки данных исследования?
- На какие максимальные и временные затраты можно рассчитывать при заданном объеме исследований?
Третий этап - разработка рабочей концепции проведения исследования. Он осуществляется независимо от того, будет ли исследование проводиться собственными силами или же с привлечением специализированной организации. Рабочая гипотеза проведения исследования структурно может включать такие разделы, как:
- продукт, номенклатура продуктов, системы установки. Здесь обращается внимание на то, имеются ли на рынке подобные товары или выводятся на рынок новые товары аналогичного назначения;
- определение главного назначения товаров: инвестиционного или производственного назначения, длительного (автомобили, телевизоры, стиральные машины и др.) и краткосрочного потребления (продукты питания, услуги и др.);
- система обеспечения качества: уровень техники, показатели производительности, дизайн, цены, отношение цен и производительности и другие свойства;
- потенциальные покупатели (потребители): промышленность, торговля, общественные заказчики и прочие, включая конечных пользователей товаров, потребительские группы, отдельных покупателей;
- характеристика снабжения рынка: время ввода на рынок и вывода с рынка товаров с учетом динамики процесса их производства;
- система сбыта продукции (пути сбыта, сбытовые организации): самостоятельная поставка конечному потребителю, торговля в розницу, оптовая торговля. Характеристика специалистов или предприятий сбыта, отраслевая направленность сбыта, система распределения, региональные трудности и проблемы сбыта;
- конкуренция: общая ситуация конкурентной среды, положение на рынке основных конкурентов.
После положительного согласования рабочей концепции и утверждения дизайна исследования руководством (заказчиком) переходят к четвертому этапу маркетингового исследования - формированию информации.
|
|
На четвертом этапе осуществляются предварительное обоснование и выбор путей и методов сбора маркетинговой информации. Обращается внимание на экономичность путей получения информации, представительность источников информации, важность и необходимость проведения первичных и вторичных исследований в системе сбора информации.
Пятый этап - обработка информации. Она осуществляется в тесной связи с целями исследования и применяемыми методами оценки. При необходимости усиливается количественный или качественный аспект анализа информации, чтобы она стала исходным базисом для осуществления прогнозов.
Шестой этап - подведение итогов, обобщение. Он предполагает проведение причинно-следственного анализа полученной информации, который позволяет сделать оценку достижения главной цели исследования - достаточность полученной информации и ее достоверность. Здесь же обсуждается вопрос о необходимости дополнительной информации.
Седьмой этап - оформление и презентация результатов исследования.
Контрольные вопросы:
- Определите необходимость проведения маркетинговых исследований
- Назовите тенденции, обусловившие в XXI веке актуальность получения компаниями более полной, достоверной и надежной информации для принятия управленческих решений в области маркетинга.
- Дайте определение понятия «маркетинговое исследование».
- Охарактеризуйте основные направления маркетингового исследования.
- Раскройте содержание принципов проведения маркетингового исследования.
- Определите понятия «объект», «предмет» и «проблема маркетингового исследования».
- Перечислите цели и задачи маркетингового исследования.
- Дайте определение понятия «дизайн маркетингового исследования».
- Дайте характеристику схеме организации дизайна маркетингового исследования.
- Раскройте сущность этапов дизайна маркетингового исследования.
|
|