РАЗДЕЛ 4
Решение
1. Таможенная стоимость товара:
90*25,2=2268 (руб.).
2. Сумма таможенной пошлины:
2268*5:100=340,2 (руб.).
3. Сумма таможенных сборов:
2268 *0,1:100=2,27 (руб.).
4. Сумма акцизного налога, уплаченного при оформлении:
(2268+340,2+2,27) *15:100=391,57 (руб.).
5. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная при таможенном оформлении:
(2268+340,2+391,57) *20:100=599,95 (руб.).
6. Расчетная цена (п. 1+п.2+п.З+п.4):
2268+340,2+2,27+391,57=3002,04 (руб.).
7. Сумма торговой надбавки:
3002,04.26:100=780,53 (руб.).
8. Сумма НДС розничного торгового предприятия:
(3002,04 + 780,53) * 20: 100 = 756,51 (руб.).
9. Розничная цена:
3002,04+780,53+756,51=4539,08 (руб.).
При розничной продаже предприятие уплатит в бюджет сумму налога на добавленную стоимость:
756,51-599,95 = 156,56 (руб.).
Контрольные вопросы
1.Какие элементы включаются в цену при ввозе товаров?
2. Что представляет собой таможенная стоимость товара и какими методами она определяется?
3. Охарактеризуйте таможенные пошлины: принципы их классификации, виды и способы расчета.
4. Как рассчитывается сумма акцизного налога, уплачиваемого при таможенном оформлении товара?
|
|
5. Какие элементы включаются в облагаемый оборот для расчета суммы НДС, подлежащей уплате при оформлении товаров, и от чего это зависит?
6. Из каких составляющих складывается расчетная цена при оптовой продаже?
7. Как определить свободную цену реализации товара при оптовой продаже.
8. В чем заключаются сходство и различие в методике расчета цены при оптовой и розничной продаже?
Ценообразование в целом представляет собой процесс формирования уровней структуры и динамики цен, образующих единую систему в экономике. В понятие «ценообразование» на уровне предприятия входит совокупность организационных и методических действий по определению цены. Традиционно в экономической литературе выделяют следующие этапы этого процесса:
определение целей ценообразования;
анализ и оценка спроса;
анализ и оценка издержек;
анализ цен и товаров конкурентов;
выбор метода ценообразования, метода расчета исходной (базовой) цены;
установление окончательной цены.
Рассмотрим кратко содержание основных этапов, предшествующих выбору метода определения базовой цены.
Приступая к процессу ценообразования, предприятие (предприниматель) должно представлять, какой целионо собирается достичь посредством продажи товара. Как правило, целей у предприятия несколько, и их реализация возможна в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Основными целями предпринимательской деятельности, которые реализуются с помощью ценообразования, являются:
§ обеспечение выживаемости, дальнейшего существования предприятия: эта цель может рассматриваться как краткосрочная и возникает у предприятий, работающих в условиях жесткой конкуренции. Для ее реализации используются минимальные цены, позволяющие покрыть затраты предприятия;
|
|
§ краткосрочная максимизация прибыли: в данном случае задача предприятия сводится к определению спроса и издержек при различных уровнях цены и выборе такого уровня цены, который обеспечит максимальную прибыль;
§ удержание рынка, сохранение существующего положения на рынке или благоприятных условий реализации. Предприятие следит за ситуацией на рынке (появление конкурентов, новых товаров) и динамикой цен, стараясь не допустить их резкого изменения;
§ завоевание лидерства по показателям доли рынка - долговременная стратегия предприятия, уверенного в спросе на свой товар, реализуется с помощью цен «проникновения», уровень которых ниже уровня цен конкурентов;
§ завоевание лидерства по показателям качества: данная цель ставится предприятиями, реализующими товары высокого качества; цены здесь устанавливаются высокие, и уровень цены характеризует престижность покупки. Как правило, такие предприятия предварительно создают себе соответствующий «имидж» и рассчитывают на людей с высоким уровнем дохода;«
§ краткосрочная максимизация оборота (продаж): эта цель реализуется путем установления пониженных цен с целью завоевания дополнительного сегмента рынка или путем установления процента комиссионных с объема продаж, что стимулирует сбыт.
Все перечисленные цели взаимосвязаны, но не совпадают: то, что приносит максимальную прибыль в краткосрочный период, в долгосрочной перспективе может привести к убыткам. Достижение целей происходит в разное время и при различных уровнях цены, но в совокупности они служат общей доминирующей цели предпринимательской деятельности - долгосрочной максимизации прибыли.
Следующим этапом ценообразования является анализ и оценка спроса на товар, так как спрос определяет верхнюю границу цены. Цена и спрос на товар тесно взаимосвязаны: необоснованно высокая или низкая цена немедленно отразится на спросе, поэтому при ценообразовании необходимо учитывать характеристику товара (значение для потребителей: первой необходимости или престижный; взаимозаменяемость; взаимодополняемость); структуру рынка, на котором действует предприятие; ценовую эластичность спроса на данный товар (подробно вопросы ценовой эластичности спроса рассмотрены в разделе 1).
Анализ и оценка издержек предполагают изучение предпринимателем величины и динамики собственных затрат, определяющих нижнюю границу цены: в условиях рынка предприятие должно по меньшей мере покрыть расходы, возникшие в процессе производства и реализации товаров, а в реальности еще и получить прибыль как вознаграждение за предпринимательство и риск.
При оценке издержек для целей ценообразования большое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные, которое связано с закономерностью их изменения при изменении объемов деятельности.
Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объемов деятельности.
Переменными называются издержки, величина которых меняется в зависимости от масштабов деятельности.
Таким образом, издержки на производство и реализацию продукции состоят из постоянных и переменных, при росте объемов деятельности происходит снижение средних издержек за счет того, что постоянные распределяются на большее количество произведенной и реализованной продукции.
Описанная закономерность динамики издержек важна как для определения объемов производственно-торговой деятельности, так и при выборе цены.
На рынке присутствуют конкурирующие предприятия, производящие и реализующие один и тот же товар, но имеющие разные условия и объемы производства, и соответственно, разные минимальные и средние издержки, поэтому у них существуют различные возможности для конкуренции, что накладывает отпечаток на уровень их цен.
|
|
В торговле действует такой же принцип деления издержек обращения: постоянные, не зависящие от объема товарооборота, и переменные, величина которых меняется в зависимости от изменения объема товарооборота. Так как в торговле издержки обращения покрываются за счет торговой надбавки, то оценка их структуры важна для определения и обоснования уровня торговой надбавки: с ростом товарооборота происходит снижение уровня издержек за счет постоянных затрат и возникают объективные возможности для снижения уровня надбавки. Это, в свою очередь, ведет к снижению цены, укреплению конкурентоспособности торгового предприятия, ускорению оборачиваемости, при этом за счет роста объемов продаж величина получаемого валового дохода может увеличиваться.
Таким образом, оценка и анализ структуры и величины затрат являются необходимым условием при ценообразовании.
Анализ цен и товаров конкурентов предполагает изучение качества товаров конкурентов, их цен, ценовой политики, условий поставок и платежей. Исследуя цены и товары конкурентов, предприятие фактически занимается позиционированием своих товаров, т.е. определяет свое место на рынке: более высокую или низкую цену.
После проведения предварительной работы предприятие приступает выбору метода ценообразования. Хотя окончательный уровень цены определяется рынком, каждое предприятие должно проводить расчеты предполагаемой исходной (базовой) цены, что и осуществляется путем применения различных методов.