Методы формирования цен на основе потребительских оценок (нормативно-параметрические)
Решение
Т=21000: (0,23-0,12)=190909,09 (руб.).
Проверим правильность расчетов: в точке безубыточности сумма валового дохода равна сумме издержек.
Сумма валового дохода:
190909,09*32:100=43909,09(руб.).
Сумма издержек обращения:
21000+(190909,09*12): 100=43909,09 (руб.).
Для определения объема товарооборота, обеспечивающего планируемую рентабельность основной деятельности (реализации), формула:
Т=ПЗ/(Увд-х-R)
где R - планируемая рентабельность основной деятельности, коэф.
Контрольные вопросы
1.Что показывает объем безубыточности?
2.От каких факторов зависит объем безубыточности?
3.С какой целью определяют объем безубыточности в сфере производства?
4.Как рассчитать объем безубыточности каждого вида изделия, если предприятие выпускает широкую номенклатуру изделий?
5.Какие действия можно предпринять, если расчеты показывают, что получение целевой прибыли невозможно из-за недостатка производственных мощностей?
6.Что показывает объем безубыточной деятельности предприятия розничной торговли и в чем особенность его расчета?
Использование данных методов базируется на потребительских оценках потенциальных покупателей, т.е. главным является восприятие цены покупателем и его готовность заплатить за товар ту или иную цену. Покупатель проводит аналитическую характеристику качества товара, сравнивая его с имеющимися на рынке аналогичными товарами, и определяет его ценность для себя лично. Для предприятия важно знать своего потенциального потребителя и убедить его в преимуществе покупки товара у него, а производственные затраты учитываются как нижний ограничительный уровень цены. В силу субъективности данного метода формирования цены достаточно сложно предложить конкретную методику ее расчета, но в практике ценообразования используются возможности сравнения товаров с помощью балльной параметрической оценки изделия или на основе удельных показателей.
Товар, который предприятие собирается реализовывать на рынке, оценивается по параметрам, имеющим значение для потребителей (материал, исполнение, фурнитура, мода и т.д.), и каждому параметру присваивается ранговый номер по значимости: 1, 2 и т.д.
Специалисты устанавливают для каждого изделия весовой индекс (%) в зависимости от значимости, причем общая сумма весовых индексов равна 100%, и оценивают свое изделие и изделия конкурентов по 10-балльной системе. Умножив балл на весовой индекс и разделив на 100, получают общую оценку каждого параметра, сумма этих параметрических оценок дает общую параметрическую балльную оценку изделия. Выбрав изделие какой-либо фирмы в качестве эталона (изделие, которое лучше всего реализуется на рынке, что свидетельствует о соответствии цены и качества) и приняв полученную им общую балльную оценку за 100%, определяют оценочный процент Oi других изделий по формуле:
Oi = 100: Пэ (взятого за 100%)*Пi
Цену изделия i определяют по формуле
Цi=Цэ*Оi: 100,
где Цi - цена изделия, взятого за эталон, руб.
Пример 1. Швейная фабрика разработала новую модель пальто женского зимнего, которую предполагает реализовывать на рынке города. В торговой сети есть аналогичные пальто фабрик «Нора» и «Лика» по ценам, соответственно, 820 и 750 руб., причем большей популярностью пользуются пальто фабрики «Нора». Определим цену, по которой фабрика может предложить новую модель на рынке. Исходные данные представлены в таблице.
| Параметры товара | Ранговый номер | Весовой индекс, % | Балльная оценка параметра | Оценка параметра с учетом весового индекса | ||||
| фабрика | «Нора» | «Лика» | фабрика | «Нора» | «Лика» | |||
| Качество материала | 1,6 | 1,8 | 1,2 | |||||
| Качество подкладного материала | 0,35 | 0,4 | 0,25 | |||||
| Качество фурнитуры | 5. | 1,0 | 0,5 | 0,6 | ||||
| Соответствие моде | 3,0 | 2,4 | 2,1 | |||||
| Качество строчки | 0,25 | 0,3 | 0,4 | |||||
| Качество воротника | 2,0 | 2,0 | 1,0 | |||||
| Наличие ветронепроницаемой прокладки | 1,0 | |||||||
| Итого: | 9,2 | 7,4 | 5,55 |
Оценка параметров с учетом весового индекса определяется путем умножения весового индекса на балльную оценку и деления на 100. Так как за 100% (эталон) принимается пальто фабрики «Нора» (7,4), то оценочный процент Oi пальто двух других фабрик составляет:

Следовательно, цена модели пальто фабрики на основе этой оценки: (820*124,3)/100=1019,26 руб.






