double arrow

Одновременно


К семинару № 3 по философии

ТЕСТ

Философия и наука Нового времени

Семинарское занятие № 3

Время 2 часа

Цель занятия: углубить и уточнить представления о взаимодействии философии с наукой Нового времени и об итогах этого взаимодействия.

Доклад: «Наука и философия: взаимодействие в XVII–XX веках и его основные итоги».

Дискуссионные вопросы:

  1. Антифилософский настрой большинства деятелей современной науки, его причины и степень оправданности.
  2. Можно ли говорить о методологии науки исторических эпох до Нового времени?
  3. Можно ли говорить о методологии науки в Восточном культурном регионе до эпохи Нового времени?
  4. Может ли быть реальное научное мировоззрение единым?
  5. Можно ли в настоящее время говорить о едином научно-философском самосознании науки?

Общее тестирование по темам семинарского занятия № 3.

Литература

  1. Абачиев С. К. Современное введение в философию. (Курс лекций.), с. 116–119, 171– 220.
  2. Канке В. А. Основы философии. (Учебник.), с. 158–186.
  3. Канке В. А. Философия. (Учебник.), с. 253–303 .
  4. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. (Учебник.), с. 355–419.

В ряде случаев правильным является выделение нескольких вариантов ответа




  1. Концепция научной философии зародилась:

1. В древнегреческой философии.

  1. В средневековой философии.
  2. В немецком классическом идеализме Канта – Гегеля.
  3. В классическом марксизме.
  4. В советской философии.
  1. Концепция научной философии:

1.Является утопическим проектом.

2. Соответствуют особенностям развития западно-европейской философии Нового времени.

3. Соответствует развитию мировой философии.

3. Предмет научной философии:

1. Совпадает в предметом зрелой мировой философии в духе представлений Ф. Энгельса.

2. Составляет узкий сектор даже в пределах европейской философии Нового времени.

  1. Формирование научной философии определялось и определяется:

1. Пониманием того, что метод спекулятивных философских теоретизирований изжил себя ещё в XVII веке.

2. Пониманием того, что философия должна исследовать вполне определённый, конкретный предмет.

3. Концепцией непримиримой несовместимости науки и религии.

4. Осознанием того, что философия достоверно знает наиболее общие законы мироздания.

5. Осознанием того, что исторический опыт науки Нового времени нуждается во всестороннем изучении и методологических обобщениях.

  1. Марксистская концепция научной философии:

1. Полностью сложилась в трудах марксистских классиков.

2. В трудах марксистских классиков представлена непоследовательно, с многими принципиальными заблуждениями.

3. В наше время утратила всякую актуальность.

4. В наше время заслуживает конструктивной критики и дальнейшей разработки.



5. Является спекулятивной по методу, как у Гегеля.

6. Особенно сильно стимулировалась реальными методологическими запросами науки.

  1. Современной понимание научной философии исходит из того, что:

1. Философия достоверно знает наиболее общие законы мироздания, каких не знает ни одна из частных естественных наук.

2. Философия сближается с наукой лишь тогда, когда она ограничивает свой предмет философией науки.

3. Философия предвидит будущие открытия науки.

4. Философия лишь обобщает давно сделанные открытия науки в научных картинах мира.

5. Философия должна систематически изучать реальный исторический опыт научной и технологической практики европейцев Нового времени.

6. Научная философия увенчивает мировую историю философии и лишает смысла другие типы философии.

7. Научная философия не лишает смысла даже религиозную философию как наиболее древний тип философии.

  1. На философские предвосхищения будущих открытий науки

имеют право:

1. Профессиональные философы.

2. Только сами учёные, склонные к широкому мышлению и обобщениям.

3. Философы-любители.

  1. Современное научное мировоззрение:

1. Представлено в работах современных профессиональных философов.



2. Причудливо разбросано по работам учёных из сотен областей естествознания.

3. Монистично, т. е. строится на основе одной группы научных законов.

4. Плюралистично, т. е. научных мировоззрений несколько и она очень разные.

5. Представлено философскими обобщениями открытий самой современной науки.

6. Представлено всем многообразием научных картин мира, разработанных с эпохи Галилея и Ньютона.

7. В высшей школе должно представляться студентам в учебном курсе философии.

8. В высшей школе должно представляться студентам в учебном курсе «Концепции современного естествознания».

  1. Философия истории:

1. Исторически изжила себя вместе с философией природы в том же XVII веке.

2. Сохраняет своё значение до настоящего времени.

3. Не пытается согласовать христианскую эсхатологию с прогрессизмом.

4. Пытается примирить христианскую эсхатологию с прогрессизмом.

10. Эволюционная методология общественных наук в XIX веке была разработана

благодаря тому, что:

1. Перенесла из естествознания в обществоведение методы эволюционных теорий.

2. Историзм и качественная изменчивость объектов общества особенно ярко выражены и интенсивны.

3. Экономический аспект жизни общества облачён в вещественно-материальные формы и, как никакой другой, исследовался учёными и философами на протяжение тысячелетий.

4. Методология обществоведения в XIX веке усвоила достижения античной философии.

5. Методология обществоведения в XIX веке усвоила и критически переработала спекулятивную философию истории Гегеля.

6. Методология обществоведения в XIX веке опиралась на христианскую историософию.







Сейчас читают про: