Приобретение материалов у поставщиков по безналичному расчету

Поступление материалов

Методы оценки материальных запасов

В бухгалтерском учете и отчетности приобретаемые предприятием материалы отражаются по их фактической себестоимости, то есть расходам на приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций, таможенные пошлины, комиссионные вознаграждения (стоимость услуг).

В себестоимость материальных ресурсов включается также сумма уплаченного при их покупке НДС в том случае, если сумма НДС к уплате за покупку не выделена отдельной строкой, а также при покупке в розничной торговле и у населения.

Существуют следующие способы ведения бухгалтерского учета материальных запасов:

- при помощи карточек аналитического учета по форме № М-17 (см. Приложение 47), отличающихся от карточек складского учета наличием не только натуральных, но и стоимостных измерителей. Карточка учета материалов состоит из заголовка и периодической части. В заголовке приведены наименование организации, структурное подразделение, код по ОКПОи дата составления карточки. В таблице имеются колонки, представляющие структурное подразделение, вид деятельности, номер склада, место хранения (стеллаж, ячейка), марку, сорт, профиль, размер материала, его номенклатурный номер, единицу измерения (код по ОКЕИ и наименование), цену, норму запаса, срок годности и наименование поставщика. Указываются также наименование материала, для которого составляется карточка, и данные о содержании в материале драгоценных металлов или камней. В периодической части фиксируется движение материала (приход, расход, остаток). Остатки и обороты по карточкам сверяются с данными складского учета;

- составление оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету. Оборотные ведомости учитывают приход, расход и остатки материалов по каждому складу или субсчету, открытому для учета того или иного вида материалов.

В бухгалтерии также может вестись Журнал учета материалов, аналогичный Журналу учета основных средств, с указанием наименования каждого имеющегося на балансе материала и реквизитов, необходимых для его бухгалтерского учета. Тогда Инвентарные карточки материалов будут «привязаны» к соответствующей строке Журнала.

Для получения от поставщиков материалов предприятие выдает доверенности лицам, состоящим с ним в трудовых отношениях. Доверенности подписываются должностными лицами предприятия и заверяются его печатью. Доверенности выдаются на бланках типовой формы М-2. Пример доверенности показан в Приложении 48. В верхней части доверенности имеется отрезная часть, в которой указаны номер доверенности, дата выдачи, срок действия, должность и фамилия лица, которому выдана доверенность, и его расписка в получении доверенности. Указываются также наименование поставщика, номер и дата наряда или извещения, а также номер и дата документа, подтверждающего выполнение поручения. Отрезная часть остается в организации, а доверенному лицу выдается собственно доверенность. В ней указаны наименование организации, выдавшей доверенность, ее ИНН, КПП, юридический адрес и код по ОКПО. Приводится дата выдачи доверенности, дата, до которой действительна доверенность, наименование и реквизиты потребителя и плательщика и банковские реквизиты плательщика. Приводятся также данные о физическом лице, получившем доверенность, его паспортные данные и наименование фирмы, у которой необходимо получить товарно-материальные ценности, и номер документа (наряда). В табличной части указываются наименование товарно-материальных ценностей, которые надлежит получить доверенному лицу, единица измерения и количество (прописью). Подпись доверенного лица удостоверяют руководитель организации и главный бухгалтер.

Представитель предприятия, получивший материалы, передает их должностному лицу, ответственному за их хранение, и отчитывается перед бухгалтерией за использование доверенности. Материально-ответственное лицо на основании первичного приходного документа - приходного ордера по форме № М-4 (см. Приложение 49) или Акта о приемке материала по форме № М-7 (см. Приложение 50) – осуществляет приемку материалов. Приходные документы заполняются на каждую разновидность материала. После этого первичные документы по приходу материалов сдаются в бухгалтерию, а материально-ответственное лицо делает запись в карточке учета аналитического учета материалов.

Поступление материалов от поставщиков и связанные с этим расчеты отражаются в учете следующими проводками:

дебет 10/01 кредит 60/00 - отражение стоимости полученных от поставщика материалов;

дебет 19/02 кредит 60/00 - отражение НДС, причитающегося к уплате поставщику;

дебет 60/00 кредит 51/00 - оплата поставщику;

дебет 68/04 кредит 19/02 - принятие НДС к зачету по оприходованным материалам.

В случае недостачи работники бухгалтерии определяют фактическую себестоимость недополученных материальных ценностей, и, соответственно, поставщику предъявляется претензия. При этом делается проводка по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам»:

дебет 63/00 кредит 60/00 - отражение фактической себестоимости недостающих материальных ценностей.

При отказе органами арбитража во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций сумма, ранее отнесенная в дебет 63, списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

дебет 84/00 кредит 63/00.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: