Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя.
Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности. До начала инвентаризации проводится проверка:
- инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- технических паспортов или другой технической документации;
- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Форма № ИНВ-1 показана в Приложении 46. Документ состоит их трех частей: заголовка, периодической части и окончания. В верхней части заголовка указывается наименование организации, структурного подразделения, код по ОКПО и код вида деятельности. Приводится также основание для проведения инвентаризации (приказ, распоряжение), номер и дата приказа, а также дата начала и окончания инвентаризации. Устанавливается номер документа и дата его составления.
Далее указывается тип владения основными средствами (в собственности, на ответственном хранении, в аренде и пр.) и их местонахождение. В конце заголовка находится «Расписка», в которой лица, ответственные за сохранность основных средств удостоверяют, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию и все основные средства оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
В периодической части имеется таблица, в которую построчно заносятся подлежащие инвентаризации основные средства. В колонках указывается номер по порядку, наименование и краткая характеристика основного средства, документ, подтверждающий принятие основного средства на ответственное хранение (наименование, дата, номер), год выпуска (постройки), номера - инвентарный, заводской, паспорта (документа о регистрации), фактическое наличие (количество и стоимость) и то же самое по данным бухгалтерского учета (количество и стоимость).
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, опись включаются правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Подводится итог по каждой странице периодической части прописью: количество порядковых номеров, общее количество единиц фактически на сумму фактически.
Последняя часть инвентаризационной описи начинается с подведения тех же самых итогов по всем страницам документа. Документ подписывается председателем и членами инвентаризационной комиссии. Лица, ответственные за сохранность основных средств, удостоверяют, что все основные средства, поименованные в настоящей описи, проверены в моем (нашем) присутствии и претензий к инвентаризационной комиссии не имеется. Документ подписывается лицами, ответственными за сохранность основных средств, и лицом, проверившим данные и расчеты, указанные в настоящей описи (чаще всего главным бухгалтером организации).
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке: основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счет 91/01;
Недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:
Содержание операции Дебет Кредит
Учтены выявленные излишки основных средств 01/00 91/01
Учет недостачи основных средств
Списание первоначальной стоимости 01/10 01/00
Списание амортизации по основному средству 02/00 01/10
Учет недостачи по остаточной стоимости 94/00 01/10
Списание недостачи за счет виновных лиц
Остаточная стоимость 73/00 94/00
Превышение рыночной стоимости 73/00 98/00
Получена сумма в счет погашения недостачи 50/00 (51/00) 73/00
Списана разница между рыночной и остаточной
стоимостью 98/00 91/01
Списание недостачи за счет организации 91/02 01/00






