Концепция городского развития. с 192-197

Разработка новых проектов планов для городов различных классов. с 190-191

В этих реальных условиях сегодня градостроительная практика получает в свое распоряжение удовлетворительную проектную базу для разработки новых проектов планов для городов различных классов:

1. Общероссийскую генеральную схему расселения.

2. Континентальные генеральные схемы расселения (для европейской и сибирской территорий).

3. Межрегиональные проекты районных планировок.

4. Областные проекты районных планировок.

5. Внутриобластные районные планировки.

6. Генеральные планы городов всех классов.

7. Генеральные планы крупных сельских населенных мест и, схем планировок для сельских административных районов внутри областей, краев и республик.

Следует особо подчеркнуть, что сегодня отечественное градостроительство пока еще находится в плену европейских средневековых концепций, пришедших в Россию в конце XVI-XVII веков вместе с приглашенными для работы в нашем государстве иностранными зодчими.

Эти концепции основывались, прежде всего, на формалистических принципах, характерных для эпохи Возрождения. К этим принципам можно отнести стремление к геометрическим формам, планировочной структуры городов (круглый, квадратный, прямоугольный план «идеального» города). Средневековые зодчие также считали необходимым обеспечить идеальному городу ориентацию по сторонам света его уличной структуры.

В итоге такой формалистический подход должен был привести к созданию города с идеальной геометрической формой. Такую формализацию градостроительного творчества можно рассматривать как попытку создания некой уникальной «модели мироустройства», что характерно для советского периода развития градостроительства.

Такой подход ни в коей мере не мог привести к созданию оптимальной городской среды создаваемых в России новых городов XIX века, особенно на огромных пространствах Западной и Восточной Сибири, в Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Формализация строительного творчества продолжалась и в конце XIX — начале XX веков.

При этом формализации градостроительства стала сопутствовать еще и попытка максимальной социализации при создании урбанизированного пространства.

XX век принес в градостроительство России урбанизацию как новый этап градостроительного освоения государственной территории. Сам процесс урбанизации нельзя не признать объективной стороной развития общества. Российскому государству было необходимо, как сама земная атмосфера, развитие общегосударственной системы расселения. То есть строительство новых и новых городов.

К 1956 году в нашей стране появилось на карте 453 новых крупных, больших и средних города. До 3000 тысяч выросло число малых городов, как вновь основанных, так и перешедших из разряда сел и станиц, небольших поселений.

Одной из самых негативных сторон советского периода развития градостроительной теории и практики были, с одной стороны, искусственная политика перевода сельских населенных мест в разряд городов, а с другой стороны, физическое уничтожение огромного количества малых сельских населенных мест: деревень, хуторов, станиц, поселений и т. д. Официально эта политика подкреплялась лозунгами оптимизации региональных систем расселения и сселения неперспективных малых населенных мест.

Идеологической базой развития градостроительной теории и практики советского периода отечественной истории стала конституционная задача ликвидации социальных и культурных различий между городом и деревней.

При этом следует признать, что такая концепция потерпела крушение, более того, стимулировала, с одной стороны, тенденции к моргинализации городского населения, а с другой стороны, нарушила сложившиеся уклады и традиции в сельских регионах.

Следовательно, концептуальная разработка будущего градостроительного проекта необходима, и она будет иметь конкретный характер, адекватный для условий этнокультурного, экономического и ландшафтного развития той территории, на которой находится город.

Прежде чем приступить к разработке нового проекта генерального плана города или к обновлению (реконструкции) действующего градостроительного документа, необходимо выработать концептуальный документ, который должен содержать оценку основных факторов, раскрывающих градостроительную ситуацию. К этим факторам следует отнести перспективу развития производительных сил, размещенных в границах рассматриваемого муниципального образования, включая, в том числе, и перспективу изменения численности населения города. Важным звеном в градостроительной оценке ситуации является анализ соответствия ранее принятых архитектурно-планировочных решений реальным природно-климатическим и ландшафтным условиям, в которых предстоит развиваться городу.

Нет таких природных условий, которые бы не оказали влияния на выбор эстетических, экономических и инженерных решений при разработке градостроительных мероприятий. Возможен лишь уровень влияния этих факторов на вырабатываемые проектные предложения. Именно поэтому перечисление основных природных факторов, влияющих на градостроительное творчество, принято не по степени их важности, а в алфавитном порядке:

1. Гидрографические особенности территории:

1.1. Наличие естественных водоемов — рек, озер, лиманов, болот, морей.

1.2. Наличие искусственных водоемов — каналов, оросительных систем, дренажных систем, водохранилищ различной емкости.

2. Гидрологические особенности территории:

2.1. Режим подпочвенных (грунтовых) вод.

2.2. Режим подземных вод.

2.3. Минерализация и степень агрессивности подпочвенных (грунтовых) подземных вод.

3. Геологические (геоморфологические) условия территории:

3.1. Характер сложения грунта.

3.2. Просадочность грунта.

3.3. Карстовые явления.

3.4. Оползни.

3.5. Возможность селеобразования.

3.6. Уровень сейсмоопасности.

4. Климатические особенности территории:

4.1. Температурный режим.

4.2. Радиационный режим.

4.3. Влажностный режим атмосферы.

4.4. Направленность и сила ветровых потоков.

5. Почва, ее структура.

6. Растительность, имеющаяся на территории города.

6.1. Характер растительности.

6.2. Состав травяной, кустарниковой и древесной растительности.

7. Рельеф городской территории.

7.1. Общий характер рельефа.

7.2 Перепады отметок высот (min-max).

7.3. Характер уклона.

7.4. Оврагообразование.

Следует также учитывать то, что во всех случаях ранее разработанные планировочные документы не учитывали фактора земельной собственности, опирались на государственную форму собственности на землю.

В настоящее время ситуация землепользования в Российской Федерации изменилась кардинально. Сегодня при разработке генерального плана для населенного места градостроители сталкиваются как с государственной формой собственности на землю, так и с правами на нее со стороны физических и юридических лиц, имеющих как бессрочное право владения, так и право аренды на короткие и длительные сроки.

Следовательно, прежде чем приступить к проектированию, необходимо учитывать не только статистические сведения о перспективах развития муниципального образования, информацию о природно-климатических и ландшафтных условиях территории, но и кадастровую схему землепользования в пределах городской черты.

Первый этап работ над корректировкой имеющейся планировочной документации или разработкой нового комплекта документации должен состоять в уточнении зонирования городской территории, то есть в упорядочении структурной композиции его элементов на территории, отведенной под городскую территорию.

Эта часть планировочной задачи является первичной целью градостроителя в современных условиях, так как новые экономические условия развития производительных сил неизбежно приводят к отказу владельцев предприятий от излишков площадей в промышленных зонах.

Этот процесс можно в целом назвать реструктуризацией промышленных и коммунально-складских зон на городских территориях. Ранее действующий СНиП часто произвольно определял территории, отводимые в городах для этих целей, не принимая во внимание реальной стоимости земли. Сегодня, в условиях рыночной экономики, оплата земли, не вовлеченной в производственный оборот, неизбежно ведет к повышению стоимости производственного товара, снижая, таким образом, его конкурентоспособность на рынке. Следовательно, можно с большой долей уверенности предсказать в близкой перспективе отказ предприятий от излишков площади земли под ними и дробление крупных предприятий на более мелкие. Возможно также ожидать процесс вывода освободившихся земель в производственных зонах в разряд других зон для нового использования.

Еще более радикально изменится ситуация в зонах, отведенных генеральными планами городов под коммунально-складские зоны. Если ранее эти предприятия не являлись производствами, рассчитанными на получение прибыли и соответственно доходов для государства, то в современных условиях рыночной экономики и эта отрасль должна быть коммерчески оправданной. Вполне очевидно предположить в связи с этим, что сам термин «коммунально-складская зона» перестает существовать, и впредь градостроитель будет иметь Дело только с производственным зонированием в новой городской структуре.

Логично также ожидать, что структурные изменения будут происходить и с городскими санитарно-защитными и «зелеными» зонами. Их обилие в современных планировочных документах уступит в будущем разумному и оптимальному минимуму, так как содержание за счет муниципального бюджета такого огромного количества земель просто немыслимо.

Экономичнее и разумнее решать проблемы охраны воздушного и водного бассейнов в пределах городской черты за счет внедрения «чистых» производственных технологий на конкретных предприятиях и за счет этих предприятий. При расчетах территорий, отводимых под санитарно-защитные и «земельные» зоны, градостроителю следует исходить из реальных возможностей муниципального бюджета, вполне возможна также такая новая ситуация, когда муниципальное образование (город или сельский населенный пункт) будут искать возможности сократить свою площадь в целях экономии бюджетных средств, что еще 10 лет назад было бы просто немыслимо.

Аналогичная ситуация возможна и с землями, отведенными в свое время под строительство и эксплуатацию предприятий внешнего (междугородного) транспорта.

Таким образом, можно прогнозировать, что в ближайшие 10-20 лет градостроители при разработке новых и корректировке прежних планировочных документов для населенных мест неизбежно столкнутся с проблемой реструктуризации городских земель, оптимизации мероприятий по их использованию и управлению ими. Основой в этих мероприятиях, очевидно, будут кадастровые планы населенных мест.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: