Подмалевок масляными красками
Наложение слоев масляных красок
Многослойная техника масляной живописи
При нанесении очередного слоя краски нижний слой должен быть либо полностью сухим, либо еще влажным. Если в качестве связующего было использовано только быстровысыхающее масло, это означает, что перед нанесением новых слоев краски следует выдержать паузу (возможно, несколько дней) для высыхания слоя подмалевка. Это, в частности, объясняет, почему, согласно сохранившимся воспоминаниям, такие художники, как Тициан, работали одновременно над несколькими полотнами. (Не рекомендую применять альтернативный вариант, заключающийся в использовании чрезмерных объемов смолы и/или сушильных веществ — сиккативов.)
Техника «жирным по тонкому»
Эластичность (т. е. упругость) красок в последовательно накладываемых слоях должна соответствовать уже нанесенному слою. Позаботьтесь о том, чтобы в каждом последующем слое содержание масла было несколько увеличено.
Рекомендации по эффективному использованию техники наложения красок:
|
|
• наносите краски, когда нижний слой красок полностью высох или остается еще сырым (без поверхностной пленки);
• следуйте правилам техники «жирным по тонкому»;
• ограничивайте объемы использованных смол или бальзамов;
• перед нанесением последующих слоев краски, следите за тем, чтобы поверхность красок не была глянцевой, а также не содержала грязи.
Выбор метода создания подмалевка зависит от природы объекта живописи, способа нанесения последующих слоев красок, а также тона и цвета грунтовки.
Традиционная методика работы — создание объекта в тонах одной краски на белой или тонированной грунтовке. Эта техника позволяет художнику сконцентрироваться на форме и тональной насыщенности в изображении объекта перед тем, как будет принято решение о цвете. Этот метод живописи иногда называют гризалью, что означает создание подмалевка в серых тонах, хотя используются краски и других цветов — в особенности коричневые.
Как правило, художники используют два способа создания монохромного подмалевка, при этом они часто применяются в комбинации.
Первый представляет собой форму прозрачной живописи, где краска просто разбавляется до более жидкой консистенции для создания полутонов.
Второй способ заключается в применении корпусной техники живописи и создании полутонов при помощи смесей с белилами. Что же касается характеристик поверхностного слоя, методика прозрачной живописи позволяет создать менее плотный и «мясистый» слой (по сравнению с корпусной живописью); при этом данная методика не приспособлена для техники нанесения непосредственных лессировок с использованием прозрачных красок. В процессе живописи на тонированной грунтовке вы можете воспользоваться прозрачными красками для создания тонов в диапазоне от средних до темных и корпусными — для образования диапазона от средних до светлых тонов.
|
|
Подмалевок корпусными и полупрозрачными красками
Использовались белила цинковые для моделирования лица на фоне теплой, коричневой грунтовки.
Прозрачный подмалевок
Тончайшие лессировки на основе сиены жженой моделируют лицо модели на грунтовке белого цвета.