Передача инициативы

Как инициатор разговора журналист передает инициативу собеседнику, задавая ему вопрос или прямо называя речевое действие, которое должен совершить собеседник:

Первый вопрос к вам: насколько изменилось настроение, насколько прибавилось оптимизма, если сравнивать все развитие ситуации с 96-м годом, когда вы стали директором ФСБ? («Очная ставка» с Олегом Вакуловским. Собеседник – депутат Госдумы Николай Ковалев // Радио России. 2006. 25 марта);

Андрей Норкин. …Есть кое-какая информация о том, что будет матч ветеранов, но большего мы пока что не знаем. Вы не раскроете какие-нибудь секреты, что ждет нас?

Сергей Степашин. Секретов нет… (НТВ. Герой дня. 2000. 25 окт.).

Если собеседников два и более, задача ведущего усложняется. Сейчас он должен следить, чтобы каждый из приглашенных мог высказаться:

Игорь Гмыза. Тема передачи – нужны ли нашим детям уроки веры? Гости в студии – Леонид Евгеньевич Перлов, представляющий межрегиональную организацию «Учителя за свободу убеждений», и Александр Владимирович Щипков, главный редактор интернет-портала «Религия и СМИ». Итак, надо ли учить наших детей основам веры? Вопрос Леониду Перлову. Наш гость в свое время входил в состав инициативной группы, которая называлась «Учителя против милитаризации и клерикализации школы». В ее названии очень четко обозначалась позиция, против чего она. А почему?

Л.Перлов. Существует две стороны этого вопроса <…> Педагогика состоит из двух частей – педагогики и дидактики. Они не могут развиваться отдельно друг от друга. Они могут работать только при симметричном развитии. Шарахаться? Этим вот и занимаются сейчас. И все равно результат получается нулевой, если не отрицательный. Вопрос преподавания основ веры в школе из этой же серии.

И.Гмыза. Александр Владимирович, каково ваше мнение на этот счет?

А.Щипков. Я считаю, что обучить вере невозможно.

Еще внимательнее должен быть ведущий, если собеседников около десятка, как во «Временах» В.Познера. Поэтому при подготовке ему приходится продумывать, кто из приглашенных должен отвечать на тот или иной вопрос, а в процессе разговора передача инициативы требуется постоянно. Приводим эти моменты из уже цитированной программы:

Марк Анатольевич, я хочу задать вам один вопрос: вот до того как прекратил свое существование СССР, вы вообще-то думали, что такое может произойти? У вас когда-нибудь была мысль, что это все исчезнет, что этого не будет при вашей жизни? (вопрос Марку Захарову); Первый вопрос у меня к вам, господин Козырев. Вот то, что мы сейчас увидели, все эти события, не говорили ли они все-таки о глубочайшем кризисе так называемой советской империи? (вопрос Андрею Козыреву, министру иностранных дел с 1990 по 1996 год); Господин Бурбулис, вы в те годы были активнейшим участником событий. Согласны ли вы с этим посылом (только что прозвучали слова А.Козырева: «Народ выразил свою волю: не хочу больше жить в этой отсталой тоталитарной махине»), что на самом деле система попросту себя изжила и в этом вся причина, а не в каких-то других вещах? (вопрос Геннадию Бурбулису, члену Совета Федерации от Новгородской области); Мне бы хотелось обратиться к госпоже Нарочницкой. Значит, вы, если я не ошибаюсь, утверждаете, что следует говорить не о распаде Советского Союза, а о расчленении. Так? (Наталья Нарочницкая, историк); Господин Подберезкин, ваше мнение по тому же вопросу? (Алексей Подберезкин, лидер движения «Духовное наследие»); Так, господин Алкснис, я полагаю, у вас другой взгляд на эти вещи… Очевидно, вы не считаете, что он действительно прогнил, этот строй. Что вы скажете? (Виктор Алкснис, депутат Госдумы); Господин Бунин, к вам вопрос. Вот вы послушали, что говорит Бжезинский. Вы будете ему возражать или согласитесь с ним в главном посыле: все равно это было неизбежно, никуда не денешься, а Запад здесь ни при чем? (Игорь Бунин, директор фонда «Центр политических технологий»); Господин Аксючиц, вопрос к вам. Вы видите сценарий, при котором Советский Союз мог бы сохраниться? (Виктор Аксючиц, философ); Представим себе, что Советский Союз продолжал бы существовать. Это условие начала нашей игры. А дальше – «да» или «нет». Вопрос первый. Остался ли бы президентом СССР Михаил Горбачев? Я чувствую, что с микрофоном трудно, поэтому я буду называть. Господин Марков? – Марков. Нет Сергей Марков, директор Института политических исследований).

Это первый круг вопросов. Потом приглашенные выступали точно так же по предоставлении им слова ведущим. Даже этот первый круг показывает, что вопросы задаются с учетом информированности и политической позиции говорящих.

Еще более усложняется задача ведущего, когда в разговор вмешиваются звонки радиослушателей или телезрителей, а также голоса «внутренней аудитории» ток-шоу. Например, в цитированной «Очной ставке» рассказ Н.Ковалева об антикоррупционных полицейских операциях-провокациях «шейх» и «пчела» в США прерывается:

Ведущий. Я прошу извинить… дело в том, что у нас ждет на проводе несколько человек из других городов. Итак, это был рассказ об операциях «шейх» и «пчела».

Н.Ковалев. Мы продолжим про Италию.

Ведущий. После того как мы ответим на первые звонки, мы вернемся к тому, применим ли способ провокации здесь, в России. (Музыкальная вставка.) Итак, у нас на связи Мария Алексеевна из города Пенза. Пожалуйста, вы в эфире. (Реплика слушателя.) Мария Алексеевна, спасибо. Слово Николаю Дмитриевичу.

В программе Владимира Соловьева «К барьеру!» ведущий (по условиям игры) предоставляет слово секундантам: Прошу, со стороны господина Жириновского; Вопрос со стороны господина Рогозина! Во «Временах» (ОРТ. 2001. 19 авг.) В.Познер предоставляет слово аудитории:

Ведущий. Я хочу спросить прежде всего… вот, у нас сегодня много молодых людей… Я хочу спросить нескольких из них. Вот как вы считаете, мы на самом деле живем в другой стране, чем, скажем, 15 лет тому назад? Какое у вас ощущение? Ну, давайте, я с вас начну.

1-й мужчина. В другой стране живем.

Ведущий. Так. Что вы считаете?

2-й мужчина. Ну, я считаю, что страна примерно такая же, как была.

Ведущий. Так, а вы?

Девушка. Ну я не знаю, мне кажется, она изменилась. Раньше было проще жить, и люди были проще.

Ведущий. Так. Кто бы еще хотел высказаться по этому поводу? Вы? Прошу вас.

3-й мужчина. Знаете, 19 августа 91-го года я был во Франции. Мы прожили там два года. Мы возвращались – мы увидели совершенно новое.

Ведущий. Хм, вот ваш итог. Для меня это очень важный вопрос на самом деле.

Таким образом, передача инициативы – важная функция ведущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: