Воображение и творчество.
Создание образов воображения не следует понимать лишь как комбинирование. Специфика творческого воображения заключается в отклонении от привычного хода ассоциаций, подчинении его эмоциям, мыслям, стремлениям, преобладающим в данный момент в сознании художника. В творчестве очень важен необычный ход ассоциаций. Настоящий художник не только располагает техникой изображения, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек.
Суть преобразования в художественном творчестве заключается не в удалении от действительности, а в приближении к ней. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, — такова логика творческого воображения. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Мощь творческого воображения оценивается по двум критериям:
1) осмысленность и объективная значимость творения;
2) его новизна и оригинальность.
Не менее необходимо воображение в научном творчестве. Оно играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Мастер эксперимента Э. Резерфорд считал, что эксперимент должен опираться на фантазию, а фантазия — на эксперимент, только в этом случае возможен прогресс. Столь же важно воображение в социальной деятельности — особенно в революционные эпохи, когда мечта выдающихся людей ломает установившиеся нормы и представления, революционизируя мир.
|
|
Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Творческое начало личности определяется тем, насколько легко ей удается преобразование, и самим характером преобразования действительности. Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролями, которые в воображении личности игра4от эмоциональность (или аффективность) и критический контроль интеллекта. При этом важно помнить, что интеллект и творческое начало в человеке — не тождественные понятия. У человека может не быть высокого коэффициента интеллекта, тем не менее, он может творить шедевры, удивлять неожиданными находками. Согласно очень тонкому замечанию Пикассо, интеллектуальный человек постоянно ищет, а творческий находит, творит.
У разных людей воображение проявляется в различных областях. Это связано с направленностью личности — ее интересами, создающими очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его будет наиболее эффективным в области технического, художественного или научного творчества.
В литературе описаны потрясающие примеры связи общей эмоциональности личности и ее способности к фантазии. Так, один из наблюдаемых в лаборатории А.Р. Лурии пациентов, мог понизить температуру одной руки на один градус и повысить на столько же температуру другой руки, вообразив их лежащими на горячей печи и на куске льда соответственно. Он же мог искусственно вызвать усиленное сердцебиение, вообразив себя догоняющим трамвай.
|
|
Каждому известны так называемые внушенные состояния, вызывающие серьезные психосоматические изменения. Изменения состояния здоровья, происходящие под влиянием неосторожного слова врача, получили название ятрогений, а болезненные изменения психики под влиянием неосторожного слова учителя — дидактогений. Подобные явления накладывают высокую ответственность на представителей профессий, традиционно имеющих высокую степень доверия населения. В их числе — врачи, педагоги и психологи.
Известны активные приемы стимулирования творческих проявлений детей. В их числе: поощрение оригинальных идей, предоставление возможности активно задавать вопросы, обогащение окружающей среды разнообразными новыми стимулами для развития любознательности, личный пример творческого подхода к ситуациям со стороны взрослого, доброжелательность взрослых.
Краткое содержание и выводы.
Если мышление в элементарных формах имеется и у животных, то воображение является исключительной привилегией человека. Наряду с высшими формами мышления, оно обеспечивает человеку возможность подняться на высшую ступень познания мира, создать принципиально новое, тем самым обогащая реальность.