Художник: личность, творчество

Эпилог

Ян рассказал мне много историй. Как он чуть не подорвал ко всем чертям завод ЛОМО, где отрабатывал 15 суток за оказание сопротивления милиции. Как удирал от лиловых негров в Париже. Как его приняли за буйно помешанного, когда он решил добровольно пойти в армию. Как его третьей жене выдавали в Русском музее скисшее молоко за вредность. Вот из каких историй-кирпичей и сделан его дом. Просто так его не снесёшь. Однако прощаясь, Ян сказал мне по секрету, что когда его выгонят из мастерской, он вынесет все картины на площадь Репина и сожжёт. Надеюсь, мне удастся его отговорить. ОРЕРА!

Мария Слепкова

Мир духов рядом, дверь не заперта,

Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.

Умойся в утренней заре, как в море,

Очнись, вот этот мир, войди в него.

И.В. Гёте «Фауст»

Проблемы природы художественного творчества и личности художника, начиная с Античности и до настоящего времени, занимают одно из центральных мест не только в эстетике как специализированной области философского знания, осуществляющей рефлексию над искусством, но и в других гуманитарных дисциплинах, имеющих отношение к изучению продуктов творческой деятельности человека: искусствознании, литературоведении, культурологии. Сегодня вопрос о природе и источниках художественного творчества рассматривается как междисциплинарный. С одной стороны, попытка решения этого вопроса привела в начале XX века к рождению на стыке эстетики и психологии такой синтетической области знания, как психология искусства, вклад в которую внесли не только выдающиеся зарубежные и отечественные психологи, но также философы и искусствоведы. С другой стороны, проблема художественного творчества со второй половины XX века все больше начинает интересовать естествоведов, и не только нейрофизиологов и биологов, но в не меньшей мере физиков и космологов, стремящихся найти материальную основу таких высших духовных процессов, как художественное формообразование, интуиция художника, способность творца проникать не только в прошлое, но и в будущее. В связи с последним нельзя не отметить и то обстоятельство, что о природе художественного творчества все чаще и громче размышляют сторонники паранаучного знания (астрологи, экстрасенсы и др.), продолжающие видеть в личности художника и его творениях нечто мистическое, неспособное быть понятым и объясненным современной наукой.

Цель настоящей статьи - на основе сравнительного анализа различных психолого-эстетических концепций, привлекая результаты современных исследований как в области психологии, так и в естествознании, выявить наиболее существенные особенности художественной деятельности как единства творческого процесса и личности творца и, тем самым, пусть только в эскизной форме заложить основы синтетической теории художественного творчества, объединяющей сильные моменты каждой из проанализированных концепций и способной непротиворечиво вписаться в становящуюся сегодня постклассическую научную картину мира.

Следует отметить, что, как заявлено в названии статьи, здесь мы имеем дело не с одной, а с двумя, пусть и тесно взаимосвязанными, проблемами, каждая из которых включает в себя несколько более частных вопросов, своего рода подпроблем. Исследование проблемы природы художественного творчества предполагает решение вопросов об источниках и предпосылках творческого процесса, о его механизмах и этапах, о разновидностях (типологии) как самих творческих актов, так и видах произведений искусства. Проблема личности художника распадается на вопросы о сущности, предпосылках и условиях реализации художественных способностей, о соотношении таланта и гения, о влиянии личности художника(в частности, его характера, темперамента, воспитания и пр.) на содержание и форму создаваемых им произведений, а также вопрос об общественном значении деятельности художника и его социальнойответственности (своего рода этика искусства).

Отмеченные вопросы относятся к числу наиболее горячо обсуждаемых в рамках эстетики, психологии искусства и смежных дисциплин, каждому из них посвящен солидный объем исследований как теоретического, так и эмпирического плана, по ним высказываются как теоретики искусства (философы, искусствоведы, психологи), так и практики, т.е. сами художники (включая писателей и поэтов, режиссеров и актёров, живописцев и скульпторов и т.д.). Неудивительно поэтому, что по поводу этих проблем существует огромный разброс мнений, а их полное и всестороннее освещение, конечно же, невозможно в рамках одной статьи. Моя задача более скромная - отметить и выделить лишь самое главное по каждому вопросу, а затем обобщить полученные результаты в рамках единого непротиворечивого видения.

1. Художественная деятельность в свете различных психолого-эстетических концепций (В.С. Соловьев, З. Фрейд, К.-Г. Юнг)

Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которым работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека. Открытие в середине XX века функциональной асимметрии мозга поставило в связь с художественным творчеством, прежде всего, правополушарные мозговые процессы, тогда как левое полушарие оказалось «ответственным» за логическое, понятийное мышление.

Правое полушарие мозга отвечает не только за образное мышление и мир наших чувств, но также за интуицию и сферу бессознательного. Отсюда можно сделать вывод, что художественное творчество в наибольшей мере (по сравнению с иными формами творчества) носит интуитивный, бессознательный характер, а также отличается наивысшей степеньюсвободы: по существу, деятельность художника - это свободная игра воображения с разнообразным материалом (чувствами, образами, словами, звуками, красками и пр.); игра, цель которой - воздействие на эмоции и чувства человека.

Конечно, свобода художественного творчества не есть вседозволенность или произвол, художник ограничен (хотя не в такой степени, как учёный или богослов) определёнными законами. Однако законыхудожественной деятельности с огромным трудом поддаются расшифровке, поскольку сфера художественного творчества, равно как и художественного восприятия - это сфера ответственности преимущественно бессознательных сил. Поэтому о произведении искусства мы обычно говорим сначала, что оно нам «нравится» или «не нравится», но далеко не всегда пытаемся понять, почему оно нам понравилось или не понравилось. Но даже если мы и найдём ответ на этот вопрос, то никто не даст гарантии его истинности, поскольку наши чувства локализованы именно в правом полушарии, а объясняем мы их с помощью левого, а такие объяснения, как доказал психоанализ, часто грешат ошибками, обусловленными действием защитных механизмов (рационализации, проекции, замещения, вытеснения и др.). Именно поэтому в современной эстетике по существу нет ни одного закона художественного творчества, который считался бы твёрдо установленным и достоверность которого никем не оспаривалась бы.

Искусство выступает для художника важнейшим средством психотерапии, оно спасает его от психического заболевания, облегчает невротический гнёт[18]. История культуры знает немало примеров, подтверждающих эту истину. Например, Гоголь утверждал, что он избавлялся от собственных недостатков и дурных влечений, наделяя ими литературных героев и отщепляя таким образом в своих комических персонажах собственные пороки[19]. Немецкий писатель Герман Гессе (1877-1962) после того, как побывал на фронте в Первую мировую войну, оказался в тяжелейшей депрессии. Несколько лет он скитался от одного врача к другому, из одной клиники в другую, пока не взялся за написание романа «Степной волк», и именно литературное творчество помогло ему избавиться от депрессии[20]. А Александру Солженицыну[21] и Энтони Бёрджессу литературное творчество спасло жизнь: первый чудесным образом исцелился от рака желудка, второй - от неоперабельной опухоли в мозге[22]. Неудивительно, что с середины XX века на Западе (а сейчас и в России) мощное развитие получило такое направление в психотерапии, как арт-терапия, т.е. терапия искусством: в её рамках участники тренинговых групп рисуют, лепят, сочиняют музыку и песни, что благотворно сказывается на их психическом самочувствии, «общение» с произведениями искусства целительно и для публики (читателей, зрителей и т.п.), ибо способствует разрядке эмоций (катарсису), снижению психологических напряжений, а иногда и повторному проживанию травмирующих событий, а также улучшению самопонимания. Сегодня появился такой метод психотерапии, как библиотерапия, основное содержание которого сводится к использованию специально подобранных (в соответствии с проблемой клиента) литературных произведений. Библиотерапия обычно служит предварительной стадией, своего рода «самотерапией» клиента перед активной фазой терапии - работой в очном контакте с психотерапевтом. При этом важно не просто прочитать рекомендованную книгу, а ее осмыслить, что достигается через написание отзывов (сочинений, эссе) по поводу прочитанного произведения. Библиотерапия используется для углубления самопонимания, развития эмпатии, усиления уверенности в себе, проникновения в суть собственных психологических трудностей[23]. Ясно, что сегодня место книги могут занимать художественные фильмы, по силе психологического воздействия превосходящие литературные произведения, превосходящие просто потому, что воздействуют одновременно на зрение и слух зрителя, используют не слова языка, а наглядные картины, музыку, возможности голосов актеров.

Правда, при желании и любой обычный человек, если будет работать над собой, личностно расти, развивать свои способности, прежде всего, культивировать в себе любовь к миру, может стать художником, творцом, то есть достичь подлинной человечности!


Литература:

Бёрджесс Э. Биография // https://www.berdzhes.net.ru/lib/sa/author/100002

Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994.

Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник // в кн.: Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы.- М.: Эксмо, 2007.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994.

Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: ООО «Попурри», 1998.

Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника («Положительная эстетика» Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество) // в кн.: Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991.

Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчёнок // https://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm

Гордийченко В.В. Слово о предсказании гибели трансатлантического пассажирского суперлайнера «Титаник» неким безызвестным писателем Морганом Робертсоном за 14 лет до страшной катастрофы парохода // https://www.rusnauka.com/NTIP_2006/Philosophia/1_gordiychenko%20vladimir%20.doc.htm

Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.

Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания // в кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990.

Додельцев Р.Ф., Долгов К.М. Психоанализ искусства // Вступ. ст. к книге: Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995.

Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // в кн.: Бессознательное. Сборник статей. Том 1. - Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.

Информационное поле Вселенной. Рассылка по биоэнергетике // https://biomagic.by.ru/rassilka/rassilka7_v.htm

Карпенко М. Вселенная Разумная. - М.: Мир географии, 1992.

Киричек А.В. Бытийная любовь в «Философии Сердца» Сафо // https://hpsy.ru/public/x2761.htm

Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // в кн.: Грани научного творчества. - М: ИФРАН, 1999.

Корзун М.М. Информационные поля Разумной Вселенной // https://www.sarasvati.ru/yoga-book/catfouryoga-book8751.html

Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1998.

Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высш. шк., 1991.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.

Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчёнок // https://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm

Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

Сараскина Л. Быть биографом Солженицына - невообразимое счастье… // https://www.rian.ru/online/155448628.html

Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991.

Татусь В.И. Духовно-энергетическое поле, или к вопросу о генезисе Вселенной // https://filosofia.ru/70589/

Фаулз Дж. Кротовые норы. - М.: Махаон, 2002.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М.: Наука, 1989.

Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: