Особенности и взаимодействие различных видов транспорта

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидностях подвижного состава и т.д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К общехозяйственным факторам относятся:

- размещение и величина производства и потребления, определяющие направление и объемы перевозок и грузопотоков;

- номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;

- состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее срочность доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

- размещение сети путей сообщений;

- условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;

- пропускная и провозная способность;

- техническая вооруженность;

- система организации транспортного процесса.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями выступают:

- уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);

- капитальные вложения;

- скорость движения и срок доставки;

- наличие провозной и пропускной возможности;

- маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

- надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;

- гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;

- условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Рассмотрим технико-экономические особенности (ТЭО) различных видов транспорта.

Основными ТЭО железнодорожного транспорта являются:

1. Неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д.

2. Возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами.

3. Высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

4. Возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок.

5. Независимость от сезонных факторов.

6. Сравнительно высокая скорость движения, сроки доставки грузов и пассажиров.

7. Доставка грузов и пассажиров по более короткому (в сравнении с речным транспортом) пути следования.

8. Относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

К недостаткам железнодорожного транспорта можно отнести следующие:

- зависимость от наличия путей сообщения;

- нецелесообразность использования ж/д транспорта при перевозке мелких партий груза;

- монополизация железнодорожного транспорта, что в ряде случаев не позволяет заключить выгодный для предприятия договор поставки.

Следует помнить, что себестоимость перевозки любым видом транспорта зависит от следующих показателей:

- мощность грузопотоков и пассажиропотоков;

- средняя дальность перевозки;

- соотношение груженого и порожнего пробега;

- техническая оснащенность линии перевозки и т.д.

Поэтому при оценке эффективности использования того или иного вида транспорта нужно исходить из конкретных условий перевозок, складывающихся в различных регионах или направлениях.

Свои особенности у водного транспорта. Внутренние водные пути России являются федеральной собственностью и финансируются в основном из федерального бюджета. Внутренние водные пути РФ обеспечивают транспортное обслуживание 26 автономных республик, краев, национальных округов; 42 областей; внешнеторговых перевозок.

Особое значение внутреннему водному транспорту придают при доставке грузов в районы Крайнего Севера России. Внутренние водные пути в этом регионе зачастую являются единственными транспортными коммуникациями, по которым осуществляется 3/4 снабжения Севера. Вместе с тем экспортный и транзитный потенциал внутренних водных путей Сибири во взаимодействии с трассами Северного морского пути практически не используется.

Детальный анализ проблем, тенденций и возможностей развития транспортной логистической инфраструктуры в национальном масштабе показал, что к проблемам отрасли можно отнести:

- недостаточное финансирование внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;

- дефицит современных судов при избытке морально и физически устаревших судов;

- дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов и портовых терминалов при избытке устаревшей и малоэффективной погрузочной техники в речных портах;

- низкая инвестиционная привлекательность предприятий, эксплуатирующих флот;

- недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация интермодального перевозочного процесса.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Внутри страны морской флот имеет большое значение для обеспечения транспортных связей Дальнего Востока и Крайнего Севера (прежде всего Приморья, Сахалина, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки).

По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических особенностей (определяющих в отдельных случаях их преимущества):

1. Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России.

2. Сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов).

3. Практически неограниченная пропускная способность. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ.

4. Сравнительно малый расход топлива, небольшие затраты энергии. Морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов, которые возникают на железных дорогах и автомобильном транспорте. Кроме того, морские линии прямолинейны.

5. При перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок. Крупные суда морского транспорта значительно улучшают соотношение полезной грузоподъемности и водоизмещения.

К недостаткам морского транспорта относятся:

- зависимость от естественно-географических и навигационных условий;

- необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства. Морским транспортом экономичнее пользоваться на больших расстояниях, так как на коротких расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта — возможности судов большой грузовместимости.

Морские перевозки во внутренних сообщениях в малом каботаже, как правило, менее эффективны, чем по железным дорогам и речным путям — из-за высокой себестоимости. В то же время в большом каботаже издержки на морском транспорте почти в три раза меньше, чем на железнодорожном.

Речной транспорт является важным звеном общей транспортной системы страны, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов в тех районах, где есть реки и где они являются наиболее дешевыми.

Россия обладает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Бассейн реки Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс. км, из которых 110 тыс. км являются судоходными или сплавными.

На реках и каналах работает свыше 3000 единиц технического флота, в том числе 67 уникальных земснарядов.

Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:

1. Большая провозная способность на глубоководных реках, например пропускная способность р. Волги может быть доведена до 100 млн т в год.

2. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок. Себестоимость перевозок на реках Европейской части России примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз — по сравнению с автомобильным транспортом.

3. Относительно меньшие капитальные затраты по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом.

К недостаткам использования речного транспорта относятся:

- извилистость пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении, что в ряде случаев затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности;

- ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы;

- удлинение маршрутов следования грузов;

- небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров.

Автомобильный транспорт России в настоящее время активно обеспечивает грузовые перевозки во всех отраслях народного хозяйства. Велика его роль и в удовлетворении потребностей населения в передвижении. Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для непосредственной доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).

Для внутрипроизводственных перевозок автомобили используются в горнорудной промышленности, особенно на открытых разработках. В строительстве они выполняют основной объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, панелей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве с их помощью доставляют урожай с нолей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, в порты. В сфере обращения автомобилями перевозится примерно 35—40% общего объема перевозок. Это в основном подвоз грузов к магистральному транспорту.

Автомобильный транспорт обладает рядом ТЭО, определяющих его широкое использование во всех отраслях хозяйства.

1. Большая маневренность и подвижность. Автомобили могут перевозить грузы «от двери до двери».

2. Высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному.

3. В ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров.

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

- сравнительно высокая себестоимость (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте). Высокий уровень себестоимости — результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;

- относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей;

- недостаточная протяженность и плохое техническое состояние автомобильных дорог.

Автомобильный транспорт выполняет большой объем пассажирских перевозок. Особенно велик удельный вес пассажирских автомобильных перевозок в городах и пригороде.

Авиационный транспорт в большей степени целесообразен при пассажирских перевозках, особенно на дальние расстояния. Средняя дальность полета пассажиров на линиях России находится в пределах 1500 км. Техническая и коммерческая скорость перевозки авиационным транспортом значительно выше скоростей других видов транспорта.

Основные преимущества пассажирских перевозок воздушным транспортом:

1. Высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе.

2. Новые воздушные линии могут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями.

3. Большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км).

4. Кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта.

5. Экономия времени пассажиров. Высокие технические скорости самолетов, большая беспосадочная дальность полетов, спрямленные пути следования обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времени перемещения пассажиров, создают условия для экономии в целом общественного времени.

6. Достаточно высокая культура обслуживания пассажиров во время полетов.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести высокую себестоимость перевозок.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Узкая специализация трубопроводов является основным отличием их от других универсальных видов транспорта.

Преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта сводятся к следующему:

1. Возможность повсеместной прокладки труб и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов.

2. Меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировке этих же грузов по речным путям и железным дорогам.

3. Низкая себестоимость транспортировки нефти (вдвое меньше, чем на речном транспорте, и втрое — чем по железным дорогам).

4. Обеспечение сохранности нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса транспортировки.

5. Полная автоматизация операций но наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов.

6. Меньшие, чем на других видах транспорта, удельные капиталовложения и расход металла, приходящийся на единицу перевозимого груза.

7. Исключение (при соответствующей изоляции) отрицательного воздействия на окружающую среду.

8. Достаточно высокий уровень производительности труда.

9. Непрерывность процесса перекачки, практическая независимость от климатических условий, незначительное число обслуживающего персонала.

К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация.

Итак, можно определить основные сферы целесообразного использования различных видов транспорта при перевозке грузов.

Железнодорожный транспорт:

- перевозки массовых грузов (каменный уголь, руда, черные и цветные металлы, лесные и строительные грузы, минеральные удобрения и др.) на дальние и средние расстояния;

- Перевозки между предприятиями, имеющими подъездные железнодорожные пути на сравнительно короткие расстояния;

- в ряде случаев использование железнодорожного транспорта при наличии подъездных путей целесообразно также при незначительном грузообороте (менее 35—40 тыс. т в год).

Морской транспорт:

- перевозки, связанные с заграничным плаванием для доставки грузов по экспорту и импорту в страны, поддерживающие торговые связи;

- перевозки грузов иностранных фрахтователей;

- перевозки в большом и малом каботаже, особенно в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера, Камчатки, Сахалина, Чукотки, Охотского побережья.

Речной транспорт:

- перевозки в районах, где нет других видов транспорта;

- перевозки между пунктами производства и потребления, расположенными на одних и тех же речных путях;

- перевозки в смешанных сообщениях на направлениях, где они эффективнее по сравнению с перевозками одним видом транспорта.

Автомобильный транспорт:

- перевозки грузов в промышленных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах;

- подвоз грузов к магистральному транспорту и доставка их получателям от пунктов назначения магистрального транспорта;

- перевозки скоропортящихся и других грузов в пределах экономической целесообразности;

- городские перевозки мелкими отправками.

Литература:

1. Модели и методы теории логистики / под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

2. Галимова Е. О. Куда уходят деньги, или логистика для предпринимателей: практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 224 с.

3. Троицкая Н. А., Чубуков А. Б. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: