Логистические аспекты функционирования транспорта

В последние десятилетия в экономике развитых стран произошли существенные изменения, которые затронули и Россию. В хозяйственную практику стали внедряться новые методы организации перевозок, основанные на интеграции транспорта и материально-технического снабжения, внедрении новейших информационных технологий. Таким образом, транспорт рассматривается как звено логистической цепи, что приводит к необходимости совершенствования его работы.

До недавнего времени большинство транспортных предприятий выполняло только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении других услуг. Это было вызвано действием административно-контрольной системы управления в стране, отсутствием конкуренции и рыночных отношений. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное изучение опыта функционирования транспорта на примере стран с рыночной экономикой.

Несомненно, одним из ключевых показателей эффективности транспортной отрасли является качество транспортной услуги — совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Понятие качества, однако, величина достаточно субъективная. Поэтому необходимо выделить ключевые показатели качества как грузовых, так и пассажирских перевозок. Но вначале следует определить, что понимается под термином «услуга» и, в частности, «транспортная услуга».

Понятие «услуга транспорта» начинает широко использоваться в практике организации и планирования работы транспорта. Существует ряд особенностей в деятельности по предоставлению услуг:

- услуги не могут накапливаться;

- качество услуги может быть оценено только после ее предоставления (услуга не может быть протестирована перед оплатой);

- каждая услуга уникальна для получателя;

- оказанная услуга не может быть заменена или видоизменена.

Под транспортной услугой понимается перевозка грузов и пассажиров, а также любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

Таким образом, к услугам транспорта могут быть отнесены:

- перевозка грузов и пассажиров;

- погрузочно-разгрузочные работы (пересадка пассажиров);

- обеспечение сохранности грузов в процессе перевозки;

- подготовка транспортных средств;

- предоставление транспортных средств на условиях аренды или проката;

- перегон (доставка) новых и отремонтированных транспортных средств и др.

Изучение спроса на грузовые перевозки показывает, что наиболее важной для потребителя является своевременность отправки и доставки грузов. Это связано прежде всего со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Действительно, избыточные запасы являются причиной многих неудач в бизнесе, оказывают дестабилизирующее влияние при кризисах, а также являются тормозом на пути научно-технического прогресса. Затраты на содержание запасов составляют от 15 до 45% в год от стоимости хранимых материальных ресурсов.

Именно потребность в своевременной доставке материальных ресурсов до недавнего времени была у нас в стране наименее удовлетворенной. Характерными особенностями сложившейся системы работы транспорта стали отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку.

Таким образом, вопросы повышения качества транспортного обслуживания, несомненно, актуальны. Ошибочным является суждение о том, что предоставление качественных услуг является «дорогим удовольствием». Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленные на устранение ошибок. Так, систематические срывы графика перевозок приводят в конечном счете к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных услуг.

К ключевым параметрам качества грузовых перевозок относят следующие:

- время от получения заказа на перевозку до доставки;

- надежность доставки;

- необходимость создания запасов;

- полнота выполнения заказа;

- удобство размещения заказа;

- объективность тарифов;

- возможность предоставления кредитов;

- эффективность переработки грузов на складах и грузовых терминалах;

- качество упаковки и т.д.

Своя специфика имеется и в отношении качества перевозки пассажиров.

К ключевым показателям качества пассажирских перевозок могут быть отнесены:

- доступность транспортной системы:

- плотность сети, км/кв. км,

- дальность подхода к остановочному пункту, км,

- расстояние между остановочными пунктами, км,

- маршрутный коэффициент,

- коэффициент пересадочности;

- уровень организации работы подвижного состава на маршруте:

- интервал движения, мин, 

- регулярность сообщения,

- средняя дальность поездки, км;

- затраты времени на передвижение, мин:

- время на подход к остановочному пункту,

- время на ожидание транспорта,

- время поездки,

- время на пересадку;

- комфортабельность транспортной системы:

- комфортабельность транспортных средств,

- коэффициент использования вместимости,

- комфорт ожидания транспортного средства.

Какой уровень качества является оптимальным? По некоторым исследованиям, при уровне обслуживания 90% и выше дальнейшее повышение качества становится невыгодным для компании. Так, при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: