double arrow

Виды доставок и технологические схемы перевозки

3

Как отмечалось ранее, одной из причин низкой конкурентоспособности продукции, произведенной в России, являются затраты на транспортно-экспедиционное обеспечение, величина которых в 2— 3 раза превышает уровень развитых стран.

Для снижения этих затрат доставка грузов и пассажиров зачастую выполняется с использованием различных видов транспортных средств. Основная цель такого подхода — снижение транспортных издержек, использование всех преимуществ, которые могут предоставить клиенту современные логистические технологии.

Как показывает практика, определение видов перевозки вызывает трудности у современных специалистов по логистике, как начинающих, так и более опытных. Причиной тому является неустоявшаяся терминология, когда нет нормативных документов, описывающих отличия между видами перевозок. В то же время авторы учебных пособий по логистике приводят каждый свои, зачастую противоречащие друг другу определения.

Так H. С. Усков и Н. Г. Вензик привели определение Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в котором выработаны следующие основные понятия о видах перевозок:




I. Унимодальная (юнимодальная) перевозка — это перевозка грузов одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками.

2. Интермодальная перевозка — это перевозка грузов с перевалкой между несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю транспортировку от пункта происхождения через один или несколько пунктов перевалки до конечного пункта.

3. Сегментированная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемую им самим.

4. Мультимодальная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность за всю перевозку с выдачей документа о мультимодальной перевозке.

5. Комбинированная перевозка - это перевозка грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве путем комбинации различных видов транспорта.

Обобщающая схема, позволяющая определить основные характеристики каждого вида перевозки, приведена на (рис. 1).

Рис.1 Группировка видов международных перевозок по формам и условиям их организации.

Однако указанные определения не в полной мере используются в отечественных публикациях. Основной проблемой является то, что все эти определения используют одновременно, подменяя одно другим. Причиной этого, на наш взгляд, является смешение русского и латинского обозначения видов перевозки — смешанные перевозки в латинской транскрипции combine (комбинированные), при этом в зарубежных источниках чаще всего можно встретить multimodal (мультимодальные).



Предлагаем придерживаться наиболее общего определения смешанной перевозки, которая при выполнении определенных дополнительных условий становится интермодальной или мультимодальной.

Смешанная перевозка — транспортировка грузовой партии от пункта отправления до пункта назначения, когда в процессе перемещения используется более одного вида транспорта. Смешанная перевозка может осуществляться как при участии предприятий транспортной инфраструктуры (например, терминалов), если такие предприятия являются связующими звеньями между перевозчиками, так и без такового, когда груз последовательно передается от перевозчика к перевозчику с одного вида транспорта на другой. Посредством такой системы доставки выполняются условия «точно в срок» и «от двери до двери».

Можно выделить следующие дополнительные особенности смешанных перевозок:

1. Согласованное использование в перевозке более одного вида транспорта.

2. Перевозка организуется и осуществляется одним лицом — оператором смешанной перевозки.

3. Отношения между заказчиком и исполнителем комплексной транспортной услуги (оператором смешанной перевозки) регулируются на основе одного договора.



4. Смешанная перевозка может иметь статус международной. В этом случае место приема груза к перевозке и предполагаемое место его сдачи находятся на территории двух различных государств.

Когда речь идет об интермодальных (международных) перевозках, следует оперировать еще одним понятием — транспортный коридор.

Под термином «транспортный коридор» понимается прежде всего направление движения крупных грузопотоков, совокупность сухопутных, водных, воздушных путей и соответствующая инфраструктура. В составе инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК) на территории России рассматриваются постоянные устройства (инфраструктурные объекты) универсальных видов транспорта, отнесенных к МТК: железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством; морские порты, расположенные на границах российских участков коридоров; аэропорты гражданской авиации и транспортные терминалы, размещенные в зонах коридоров и влияющие на их работу.

При этом в состав МТК включены, как правило, наиболее оснащенные существующие магистрали и объекты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузо- и пассажиропотоки. В соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» в качестве главных критериев при выборе транспортных коммуникаций для включения в состав международных транспортных коридоров выступают:

- совпадение их с направлениями международных транспортных связей;

- хорошая техническая оснащенность транспортных коммуникаций, имеющих резервы провозной способности;

- конкурентоспособность цены перевозки на всем маршруте следования груза;

- приемлемые сроки доставки;

- безопасность перевозок;

- обеспечение интермодальных перевозок на основе логистических принципов и современной информационной базы. География европейских МТК представлена в (таб. 1).

Международные транспортные коридоры

№ МТК Маршрут Протяженность, км
Хельсинки — Таллин,— Рига — Калининград — Гданьск — Каунас — Варшава
Берлин — Варшава — Минск — Москва — II. Новгород 2 241
Берлин — Дрезден — Вроцлав — Катовице — Краков — Львов — Киев 1 640
Дрезден — Нюрнберг — Прага — Вена — Будапешт — Констанца — Крайова — София — Пловдив — Стамбул 3 285
Триест — Любляна — Будапешт — Львов 1 595
Гданьске — Катовице — Жилица 1 520
Река /Дунай, Германия — Австрия — Словакия — Венгрия — Румыния — Болгария — Молдова 1 600
Дупресс — Тифана — Скопье — София — Пловдив — Бургас — Варна
Хельсинки — С.-Петербург — Москва — Орел — Киев — Любасевка — Одесса 3 400


3




Сейчас читают про: