double arrow

Лекция 2. организация процесса паблик рилейшнз


Профессиограмма – это документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ори­ентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности.

Профессиограмма PR-специалиста

В профессиограмме отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональ­ной деятельности наиболее успешно работающих специали­стов.

В мировой практике известны различные варианты составле­ния профессиограммы PR-специалиста. Так, С. Катлип предло­жил следующий перечень:

— специальная образовательная подготовка в целях приобре­тения знаний и умений;

— оказание уникальных в своем роде услуг, признанных и востребованных обществом;

— опора на служение обществу и ответственность перед ним;

— независимость и личная ответственность членов корпора­ции;

— самоуправляющиеся объединения коллег, созданные ради соблюдения моральных кодексов и стандартов осуществления ремесленной деятельности.

Хельсинская хартия предъявляет следующие требования к уровню профессионализма PR-специалиста: «Профессия „паблик рилейшнз" может быть охарактеризована как свод знаний, академических программ, исследований, этических правил и контроль за их исполнением. Эти характеристики дополняют друг друга и формируют основу качества как про­фессиональную концепцию. Все профессионалы в области связей с общественностью... должны признать стандарты качества, установленные обществом, клиентами и професси­оналами. Соответственно все отдельные практики и консуль­танты должны стремиться получить сертификат качества и применять общие принципы для непрерывного совершен­ствования стандартов...»




По мнению Ф. Буари, профессионал PR должен владеть ря­дом важных практических навыков: PR-специалист — это «интерпретатор, переводчик, королевский шут, посредник, со­ветник. ..» Еще более образно по этому поводу выразился фран­цузский специалист Жак Сегела: «Тот, кто занимается коммуникацией, должен быть по очереди инженером и архитектором, поэтом и бухгалтером».

Однако профессиональное соответствие — это значительно большее, чем сумма знаний, навыков и умений. Это также и определенные стороны личности, и общая культура, и система жизненных ценностей.

Американское общество по связям с общественностью опре­делило «личные качества, необходимые для успешной карьеры PR-специалиста»: навыки литературной работы; аналитические способности; экспертное планирование; умение грамотно ре­шать проблемы.

Успешность в индивидуальной карьере становится синони­мом успешности в профессии. Данный тезис применим и к про­фессиональной мотивации PR-специалистов. Специфика карье­ры нацеливает индивида на личный успех.



С успешностью можно отождествить следующие группы про­фессиональных качеств.

1. Профессиональные знания: общие профессиональные знания; знания, умения и навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) си­туации.

2. Деловые качества: дисциплинированность, ответственность; честность; добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, реши­тельность.

3. Индивидуально-психологические и личностные качества: мотивационная направленность; уровень интеллектуального раз­вития и др.

Среди персональных качеств эффективного специалиста по PR К. Блэк указывает такие:

· общительность, чувство юмора,

· спокой­ствие под давлением (стрессогенная устойчивость),

· творческие способности,

· организованность,

· желание учиться, любопытство,

· теплота/доступность в общении,

· уверенность в себе,

· сосредо­точенность,



· практичность, энергия, настойчивость, твердость, честность.

Профессиональные и деловые навыки эффективного PR-специалиста, как указывает К. Блэк, — это знание основ PR, навыки планирования и оценки, навыки письма, презента­ционные навыки, навыки общения со СМИ, навыки общения с клиентами, навыки обращения с персональным компьютером и электронными средствами коммуникации, управление проблема­ми и кризисами, управление репутацией, управление бюджетом, проектами, маркетинговые навыки.

Можно выделить три основные группы знаний и навыков PR-специалиста:

— предметные знания и умения — то, в чем PR-специалист может назвать себя экспертом: передовые технологии в обла­сти коммуникации, формирования и укрепления корпоративной культуры, финансового планирования, управления маркетингом, обучения и развития персонала;

— собственно знания и умения в области паблик рилейшнз —знания и умения, касающиеся процесса PR-деятельности, напри­мер навыки диагностики ситуации, анализа данных, выработки рекомендаций и внедрения их;

— навыки взаимодействия с людьми — умение слушать и слышать, владение техникой постановки вопросов, предостав­ления обратной связи.

Профессиограмма содержит информацию, позволяющую опре­делить требуемый уровень профессиональной пригодности PR-специалиста. Целостный же образ идеального представителя профессии создает совпадение требований, содержащихся не только в профессиограмме, но и в таких документах, как квали­фикационная характеристика и должностная инструкция.







Сейчас читают про: