VI. Методические рекомендации преподавателю

Литература и современность

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

2. Жук А.А. Русская проза второй пол. XIX века. М., 1981. Гл. 3. С. 132-160.

3. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. М., 2005.

4. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989.

5. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

6. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и его внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1998.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (вариант)

Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко

Ключевые понятия: рассказ, «рождественский рассказ», сказка, сатирическая сказка, философская сказка

1. Судьбы эпических жанров в 1880-1890-е годы. Преобладание малых повествовательных форм.

2. Жанр «рождественского» рассказа в творчестве Н.С. Лескова(1831-1895)(«Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Христос в гостях у мужика».

3. Философские сказки В. Гаршина (1855-1888) («Attalea Princeps», «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»).

4. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве В.Г. Короленко(1853-1921) («В дурном обществе», «Слепой музыкант», «Река играет», «Лес шумит», «Без языка»).

5. Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина(1826-1889). Показать на примере 3-4 сказок.

1. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л., 1983.

2. Латынина А.Н. В. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.

3. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). Л., 1978.

4. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.

5. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.

6. Шаврыгин С.М. Вечные сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 1993. № 6. С. 40-47.

(защита итоговых проектов)

Темы проектов:

1. «Формула успеха» литературных героев

2. Модель построения семейного счастья героями русской литературы

3. Способы преодоления конфликта «отцов и детей» героями русской литературы XIXвека.

4. Семейные ценности в мире русской литературы

5. Система воспитания и образования, представленная на страницах отечественной классики

6. Трансформация образа «маленького человека» в русской литературе

7. Герой «моего романа» (оценка литературного героя: характер, где и как проявляется, система ценностей, жизненная позиция)

8. Что меня восхитило в биографии писателя (имя автора – по выбору студента)

9. Пути построения собственного имиджа героями русской классики

10. Путь к карьере, выбранный героями отечественной классики

11. Приемы и методы публичного выступления в русской литературе

*Темы проектов могут быть изменены и дополнены с учетом пожелания студентов

№ раздела п/п Средства обучения Формы обучения Методы обучения
№№ 1 -8 Художественные тексты, конспекты статей, материалы лекций. Смежные виды искусства (архитектура, живопись, кино) Лекция с элементами беседы, интеграция (литература и кино, литература и живопись, литература и архитектура)   Проблемный, эвристическая беседа, Составление таблицы, написание рецензии, конспектирование статей
№ 9 Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература Практическое занятие Доклады-презентации, конспектирование научно-критических статей, анализ текста
№ 10 Художественные тексты, конспекты статей, материалы лекций Лекция с элементами беседы конспектирование научно-критических статей, анализ текста
№ 11 Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература Практическое занятие Ответы на проблемные вопросы, конспектирование статей, композиционный анализ художественного произведения
№ № 12- 15 Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература Лекции с элементами беседы Конспектирование лекций, научно-критических статей
№ 16 Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература, воспоминания современников поэта, письма Групповая форма работы, семинар Анализ стихотворений, индивидуальные сообщения, конспектирование научно-критических статей по теме практического занятия
№ 17 Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература, воспоминания современников поэта, письма Семинар Сравнительный анализ стихотворений, изучение литературы по биографии писателя, конспектирование научно-критической литературы
№ 18 Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература, воспоминания современников поэта, письма Семинар, работа в группах конспектирование научно-критических статей по теме практического занятия, анализ поэтических текстов
№№ 19-20 Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература, кинофильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», художественные тексты Интегрированные формы обучения: литература и кино Конспектирование лекций, просмотр кинофильма и написание сочинения-эссе
№ 21 Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература Практическое занятие конспектирование научно-критических статей, анализ текста, эвристическая беседа
№№ 22-23 Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература Лекция с элементами беседы, интегрированные формы обучения (литература и театр) Конспектирование лекции, просмотр спектаклей, написание рецензии
№ 24 Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература Практическое занятие Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы, конспектирование научно-критических статей, сравнительный анализ критических статей
№ 25 Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература Лекция с элементами беседы Конспектирование лекции, консультация
№ 26 Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература Практическое занятие (вариант) конспектирование научно-критических статей, анализ текста
№ 27 Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература Защита итогового учебного проекта, дискуссия Исследовательский метод

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: