Театр, музыка

Литература.

В XIX веке продолжался процесс становления литературного русского языка. В первой половине XIX в. проблемы изучения языка становились важным элементом культурной жизни. Появлялись и новые литературные стили и направления. Огромная заслуга в реформировании русского лите­ратурного языка принадлежит российскому историку, писателю, почетно­му члену Петербургской Академии наук Н.М.Карамзину (1766—1826), ставшему основоположником нового литературного стиля — сентимента­лизма. («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Карамзин был также редактором «Московского журнала» (1791 — 1792) и «Вестника Европы» (1802-1803). Последователи Карамзина основали ли­тературное общество «Арзамас» (1815—1818), в которое входили В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, К.Н.Батюшков, юный в то время А.С.Пушкин.

В первой четверти XIX в. под влиянием западноевропейской культуры в русской литературе зарождается новое направление — романтизм, ярким представителем которого был В.А.Жуковский. Среди других представите­лей этого направления можно выделить поэтов-декабристов К.Ф.Рылее­ва, В.К.Кюхельбекера.

XIX век дал великое множество замечательных, талантливых писателей. Однако начало «золотого века» русской литературы мы по праву связыва­ем с именами А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова и Н.В.Гого­ля — основоположников нового литературного направления — реализма.

В первой половине XIX в. театр стал играть все более заметную роль в жизни российского общества. Центрами театральной жизни продолжали оставаться столичные города — Петербург и Москва. В эти годы произо­шло разделение театральных жанров. В реконструированном в 1825 г. Большом театре стали ставиться только оперные и балетные постановки, а драматические спектакли были перенесены в новое здание, получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрий­ский театр.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных актеров, которыми по праву гордится русское театральное искусство. Среди них особо выделялись П.С.Мочалов и М.С.Щепкин.

П.С.Мочалов (1800—1848) был крупнейшим представителем романтиз­ма русской сцены. Его талант наиболее ярко раскрылся в постановках тра­гедий У.Шекспира и пьес Ф.Шиллера. Вершиной его актерского мастер­ства стала роль Гамлета.

М.С.Щепкин (1788-1863) явился одним из первых реформаторов рус­ского театра. До 1822 он был крепостным, играл в крепостном театре. В Малом театре он стал служить с 1824 г. Своей игрой он не только утверж­дал просветительное значение театра, но и требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал общие принципы искус­ства перевоплощения, во многом определяя художественные позиции Малого театра. Щепкин был другом А.И.Герцена, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, Т.Г.Шевченко. Свои лучшие роли Щепкин сыграл в произведениях сатирической направленности: Фамусов — в «Горе от ума» А.С.Грибоедо­ва; Городничий — в «Ревизоре» Н.В.Гоголя.

Первая половина XIX в. стала временем становления российского клас­сического музыкального искусства, что тесно связано с именем М.И.Глинки (1804—1857). Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.) положили начало двум направлениям рус­ской оперы — музыкальной драме и опере-сказке. Другие его сочинения, такие, как «Камаринская», «Испанские увертюры», заложили основы рус­ской симфонической музыки. Глинка был классиком русского романса, а его «Патриотическая песня» стала музыкальной основой государственно­го гимна Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: