Литература.
В XIX веке продолжался процесс становления литературного русского языка. В первой половине XIX в. проблемы изучения языка становились важным элементом культурной жизни. Появлялись и новые литературные стили и направления. Огромная заслуга в реформировании русского литературного языка принадлежит российскому историку, писателю, почетному члену Петербургской Академии наук Н.М.Карамзину (1766—1826), ставшему основоположником нового литературного стиля — сентиментализма. («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Карамзин был также редактором «Московского журнала» (1791 — 1792) и «Вестника Европы» (1802-1803). Последователи Карамзина основали литературное общество «Арзамас» (1815—1818), в которое входили В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, К.Н.Батюшков, юный в то время А.С.Пушкин.
В первой четверти XIX в. под влиянием западноевропейской культуры в русской литературе зарождается новое направление — романтизм, ярким представителем которого был В.А.Жуковский. Среди других представителей этого направления можно выделить поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.
|
|
XIX век дал великое множество замечательных, талантливых писателей. Однако начало «золотого века» русской литературы мы по праву связываем с именами А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова и Н.В.Гоголя — основоположников нового литературного направления — реализма.
В первой половине XIX в. театр стал играть все более заметную роль в жизни российского общества. Центрами театральной жизни продолжали оставаться столичные города — Петербург и Москва. В эти годы произошло разделение театральных жанров. В реконструированном в 1825 г. Большом театре стали ставиться только оперные и балетные постановки, а драматические спектакли были перенесены в новое здание, получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрийский театр.
Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных актеров, которыми по праву гордится русское театральное искусство. Среди них особо выделялись П.С.Мочалов и М.С.Щепкин.
П.С.Мочалов (1800—1848) был крупнейшим представителем романтизма русской сцены. Его талант наиболее ярко раскрылся в постановках трагедий У.Шекспира и пьес Ф.Шиллера. Вершиной его актерского мастерства стала роль Гамлета.
М.С.Щепкин (1788-1863) явился одним из первых реформаторов русского театра. До 1822 он был крепостным, играл в крепостном театре. В Малом театре он стал служить с 1824 г. Своей игрой он не только утверждал просветительное значение театра, но и требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал общие принципы искусства перевоплощения, во многом определяя художественные позиции Малого театра. Щепкин был другом А.И.Герцена, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, Т.Г.Шевченко. Свои лучшие роли Щепкин сыграл в произведениях сатирической направленности: Фамусов — в «Горе от ума» А.С.Грибоедова; Городничий — в «Ревизоре» Н.В.Гоголя.
|
|
Первая половина XIX в. стала временем становления российского классического музыкального искусства, что тесно связано с именем М.И.Глинки (1804—1857). Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.) положили начало двум направлениям русской оперы — музыкальной драме и опере-сказке. Другие его сочинения, такие, как «Камаринская», «Испанские увертюры», заложили основы русской симфонической музыки. Глинка был классиком русского романса, а его «Патриотическая песня» стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.