В послевоенные годы кризис историографии углубился и приобрел некоторые новые черты. Неспособность исторической науки дать ответ на животрепещущие вопросы современности, объяснить главные процессы, совершающиеся в мире, вызвала разочарование общественности; серьезно беспокоило это и многих видных историков.
«Большинству из нас, — признавался известный английский историк Барраклоу, — именно война открыла глаза на недостатки, а в некоторых случаях искажения истории, которую мы исследовали и которой мы учили». «Профессиональные историки, — писал другой видный английский исследователь Тревор-Ропер, — ведущие полемику вокруг министерского кризиса при крошечном европейском дворе XVIII в. или вокруг стиля вязания в средневековом женском монастыре, не отвечают на общие вопросы. Поэтому люди отворачиваются от них и ищут того, кто может подняться над мелочами и найти общее значение в этой чудовищной груде материала». «Вопиющая потребность сегодняшнего дня, — подтверждал Барраклоу, — не специализация, которая означает дробление, а интеграция...».
|
|
Английская историография не могла совсем уклониться от объяснения общего хода истории, если хотела сохранить свое влияние. Именно этим объясняется тот факт, что в работах историков послевоенных лет, в отличие от предыдущих десятилетий, нет недостатка в различных обобщающих концепциях, в попытках наметить решение больших общих проблем. Труды по узким и частным темам, имеющим ограниченный интерес, уже не определяют общего характера исторической литературы.
Другая характерная черта английской исторической науки — это ее повышенное внимание к вопросам методологии: за последние годы появился целый ряд работ, посвященных анализу методов, исторической науки, проблемам исторического познания, философии истории и т. п. Этот интерес английских историков к философским и теоретическим вопросам исторической науки имеет особое значение в свете традиционного английского эмпиризма и нелюбви к теории. Характеризуя явное отставание в прошлом английских историков в области теории, видный английский ученый Ф. М. Поуик в 1953 г. признавался: «Сдвиги в действительно живой, а не книжной истории за последние пять-десять лет превосходили перемены в изучении истории и в размышлениях о ней».
Подавляющее большинство историков Англии стояло на позициях исторического релятивизма. Весьма характерна в этом отношении позиция Ф. М. Поуика, отрицавшего объективность исторического познания. Историк, говорил он, лишь в редких случаях получает свои знания из наблюдения фактов и событий: как правило, он пользуется лишь свидетельскими показаниями о них. Причем нередко эти показания проходят через много рук. В результате подлинный факт ускользает от исследователя, а история оборачивается серией суждений. «То, что мы называем историческим обобщением, — писал Поуик, — на деле является суждениями о суждениях».
|
|
Развернутое изложение релятивистского понимания истории дает Дж. Ренир в своей книге «История, ее цели и метод».
Субъективность историка, пишет Ренир, начинается уже при отборе и группировке фактов. «Историк располагает большим количеством фактов. Он должен отобрать из них те, которые использует, и систематизировать отобранное. В этих операциях действиями историка руководят особенности его личности, его взгляды, его теории». Объективный критерий, по мнению Ренира, в работе историка вообще отсутствует.
Из релятивистских концепций непосредственно вытекает и отношение английской историографии к проблеме прогресса. Как известно, идея прогресса, вера в него многие годы господствовала в английской исторической науке. Лишь в конце XIX и начале XX в. появляются первые высказывания, ставившие ее под сомнение. В то время неверие в прогресс и прямое отрицание его широко распространились в английской науке, стали почти общепринятыми. Видный историк-идеалист Р. Коллингвуд прямо заявляет: «Все ценности, которые входят в понятие прогресса, «кажутся просто относительными». «Было бы излишним спрашивать, заметен ли прогресс в какой-нибудь период истории в целом по сравнению с предыдущим».
Место веры в прогресс все более прочно занимают различные варианты теории циклов в общественном развитии. Наиболее полно идею циклического развития человечества излагает известный историк Арнольд Тойнби в своей большой работе «Изучение истории». Сочинение это наполовину было написано до второй мировой войны, но последние тома его вышли уже после 1945 г.
Какая идея лежит в основе этого огромного труда? Предыдущая история человечества, по мнению Тойнби, распадается на ряд циклов или цивилизаций, которые появлялись, развивались, достигали апогея и затем приходили в упадок и погибали. Это, заявляет Тойнби, открытый им закон развития человечества. Так же, следовательно, будет идти его развитие и впредь. Все цивилизации, пишет Тойнби, «посеяны единым сеятелем», т. е. богом. Их движущая сила — мистический «жизненный порыв». Его осуществляют по предначертанию свыше «творческие личности», «гении» — полководцы, пророки, поэты, политические мыслители и т. д. В индустриальную эпоху такими вождями являются крупные капиталисты. Цивилизация развивается до тех пор, пока народ, масса добровольно следует указаниям и руководству творческого меньшинства; когда этот порядок нарушается, цивилизация идет к упадку и в конце концов гибнет. Такова вкратце схема Тойнби. Следует добавить, что идеалистическое построение Тойнби все же допускает влияние материального фактора — природных условий и техники на исторический процесс. Однако последние, по его мнению, не могут определять хода истории, первенство здесь принадлежит религии.
Английские историки по-прежнему отрицают закономерность исторического процесса. Один из наиболее крупных из них — Баттерфилд заменяет понятие закона идеей божественного провидения. Задача истории, утверждает Баттерфилд, состоит в описании фактов, событий и деятельности отдельных людей, но общий смысл истории для человека недоступен: его можно понять лишь религиозным чувством.
Шагом к признанию закономерности на первый взгляд кажется неопозитивизм, который в последние годы приобрел в Англии большое влияние. Главный представитель английского неопозитивизма Карл Поппер, автор книг «Открытое общество и его враги» и др., развивает совместно с американским философом К. Гемпелем так называемую «теорию охватывающего закона», которая исходит из того, что признание причинности уже предполагает наличие универсального закона; без последнего невозможно никакое объяснение исторического процесса. Причину явления выводят из закона, сопоставляя с ним конкретные условия: исходные данные, специфические признаки и т. п. Правда, по мнению Поппера, в истории, в отличие от других наук, проверка теории невозможна, а поэтому здесь мы имеем дело не с законами в собственном смысле слова, но лишь с выполняющими их роль более или менее туманными теориями.
|
|
Таким образом, неопозитивизм на словах допускает существование закона. На деле же понимание им закономерности далеко от научного. Исходя из идей Юма, Поппер не признает необходимой объективной связи между причиной и следствием, она для него — простая логическая конструкция. Ему свойственно и упрощенное понимание природы научного объяснения, последнее он рассматривает как простое эмпирическое обобщение. Между тем задача науки гораздо сложнее: она изучает внутреннюю структуру явлений и процессов, выделяя наиболее важное и существенное. Новые научные концепции являются не простым повторением и комбинацией эмпирических данных. Неверной является и концепция причинного объяснения, которую выдвигает Поппер; оно не представляет собой простого применения общего закона для истолкования единичного явления. Единичное явление во всем его многообразии невозможно вывести из какого-либо одного общего закона. «Каждое явление, каждый факт имеет множество сторон и отношений и, чтобы объяснить его, нужно использовать не один, а целую совокупность законов, каждый из которых объясняет нам какую-то сторону изучаемого явления».
Слабость «теории охватывающего закона» признают даже некоторые ее сторонники, в частности философ П. Гардинер, который в своей работе «Природа исторического объяснения» пишет, что схема причинного объяснения Поппера в применении к исторической науке нуждается в поправке.
|
|
Однако, критикуя «теорию охватывающего закона», Гардинер пытается свести все разногласия между историческими школами к различному пониманию слов, в частности к различному толкованию слова «объяснение». «Нам должно быть теперь ясно, — заявляет он, — что конфликт, который, как полагают, существует между материалистической и идеалистической интерпретациями истории, является иллюзорным».
Критику неопозитивизма мы находим и в работах английского неогегельянца Р. Коллингвуда. Рассматривая мир как воплощение абсолютной идеи, Коллингвуд видит в истории прежде всего развитие мысли. «Сама история, — пишет он, — не что иное, как перевоплощение прошлой мысли в уме историка». Поэтому историческая наука, в отличие от естественных наук, имеет дело не с самим объектом, а с его отражением в сознании человека. «Историческое знание, — пишет он далее, — имеет своим объектом мысль, не вещи, о которых мыслят, а сам процесс мышления». Коллингвуд отрицает взгляд на задачи истории, как на раскрытие закономерностей, последние, по его мнению, существуют только в сознании и представлении историка, а не в действительной жизни.
Господство релятивизма и субъективизма в подходе к исторической науке находит наиболее полное выражение в многочисленных произведениях биографического жанра, продолжающих заполнять книжный рынок Англии. Наряду с дилетантами дань этому жанру отдают и некоторые профессиональные ученые. Известный историк Роуз предпринял издание серии биографий под общим названием «Учись истории сам».
Излагая ее замысел, Роуз писал: «Ключевая идея серии заключается в том, чтобы через биографию великого человека вскрыть большую историческую тему». В основе этого лежит мысль о решающей роли великих людей в истории. Названия отдельных книг убедительно раскрывают эту концепцию. Вот некоторые из них: «Гастингс и Британская Индия», «Ливингстон и Центральная Африка», «Парнелл и ирландская нация» и т. д. Несмотря на то, что во главе издания стоит профессиональный историк, общий научный уровень его оставляет желать многого. Еще хуже обстоит дело с другими книгами биографического характера. Резко критикуя низкое качество таких поделок и их обилие, известный историк Л. Нэмир в свое время писал, что, по-видимому, обращение к этому жанру «порождается либо страхом перед широкими темами, либо отсутствием творческого воображения».