Много уже и архипастырей, и пастырей, и просто клириков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И все это за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой Истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению Советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы; установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение… Памятуйте, отцы и братия, и канонические правила, и завет святого Апостола: «Блюдите себя от творящих распри и раздоры, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, повинуйтесь «всякому человеческому начальству» в делах мирских».
9. Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта (1 марта 1921 г.)
1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием...
2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.
3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений…
5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями…
7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели…
11. Дать полное право действия крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должно и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом.
15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.
Вопросы и задания к документам
1. Какие события послужили началом «красного террора»? Против кого эта политика была направлена? Что было главным критерием «враждебности»: Степень вины? Социальная принадлежность? Партийная принадлежность? Что Вы знаете о «белом терроре»? Против кого он был направлен? Приведите конкретные исторические факты в обоснование Вашего вывода.
2. Какой выход страны из кризиса предлагали эсеры? Чьи интересы стремилась выражать эта партия? Как данный документ характеризует тактику эсеров? Их отношение к большевистскому режиму? К белому движению?
3. Прочитайте подборку документов 4. Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношение народа к большевикам? белогвардейцам? Каким образом и почему изменялось настроение населения? С чем было связано «чудо решающих побед» большевиков в конце 1919 г., о котором писал Ленин?
4. Какой вывод о причинах поражения белого движения можно сделать, опираясь на факты, приведенные в документах 4 и 5?
5. Политическая программа «Национального центра» сводилась к требованиям ликвидации советского строя, восстановления государственной целостности России, учреждения военной диктатуры, как переходной формы власти до созыва Учредительного собрания, продолжения совместно с союзниками войны против Германии. На основании документа 6 охарактеризуйте содержание экономической программы данной организации. В какой период положения этой программы нашли отражение в экономических мероприятиях советского правительства?
6. Какую позицию в годы гражданской войны занимала Русская Православная Церковь? Приведите конкретные исторические факты, характеризующие политику большевиков по отношению к церкви в то время?
7. «Кронштадтцы» в 1921 г. были обвинены в «антисоветских» настроениях и репрессированы. На основе документа 9 подтвердите или опровергните это обвинение. Какое влияние оказало Кронштадтское восстание на политику большевиков?
Тема: СССР и мир: 1940 – 1960-е гг.
План:
1. Социально-экономическое и культурное развитие страны в конце 30-х – начале 40-х гг.
2. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.
3. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира.
4. Советское общество в условиях послевоенной разрухи.
5. Внешняя политика СССР с середины 50-х годов. «Холодная война»
6. Реформирование общества в середине 60-х гг.
Цели: уяснить международную обстановку в 30-е гг. ХХ века; причины, ход и итоги второй мировой и Великой Отечественной войн; значение победы над фашизмом. Осмыслить и уяснить сущность послевоенного развития мира; выявить основные тенденции развития советского общества в 1945-1964 гг.; понять причины укрепления и проблемы развития административно-командной системы в СССР.
После изучения темы студент должен знать:
- основные события международной жизни и суть внешней политики СССР в 30-е годы;
-причины, характер и ход второй мировой и Великой Отечественной войн;
- причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны;
-меры советского руководства по превращению страны в военный лагерь;
-значение победы Красной Армии под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге;
-развитие экономики в годы войны;
-роль партизанской борьбы и движения Сопротивления в борьбе с фашизмом;
-цена победы над фашизмом, итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн.
-причины нарастания международной напряженности после завершения второй мировой войны;
-сущность политики «холодной войны»;
-основные направления и проблемы развития советского общества в послевоенный период;
-причины, основные этапы процесса десталинизации, начатого в 1953 г., а также его конкретные проявления в сфере экономики, общественно-политической жизни, внешней политике Советского государства;
-причины очередного кризиса в истории советского общества, назревшего к 1964 г.