double arrow

Методические рекомендации. Проанализируйте ситуацию в мире, сложившуюся в 30-е гг


Проанализируйте ситуацию в мире, сложившуюся в 30-е гг. Почему мир оказался перед угрозой новой войны? Какие опасные очаги военной напряженности создаются в 30-е гг. в мире? В чем конкретно проявилась агрессивная роль Германии? Какими событиями началась вторая мировая война? Выскажите свое отношение к проблеме ответственности за ее развязывание. Это тем более важно, что сегодня по данному вопросу существуют разные мнения: 1) вина целиком лежит на фашистской Германии и ее сателлитах; 2) концепция равной ответственности фашистских государств, СССР и стран западной демократии за развязывание войны; 3) трактовка войны между Германией и СССР как столкновение двух кровавых тоталитарных режимов и т.д. Какая же точка зрения верна? Свое мнение обоснуйте. Охарактеризуйте позицию западных государств. Что такое «странная война»?

Проанализируйте основные направления внешней политики СССР в конце 30-х гг. Какие главные проблемы пыталось решить советское руководство, осуществляя внешнюю политику? Почему практически ни одна инициатива СССР по предотвращению угрозы войны не оказалась реализованной? Кто несет ответственность за срыв системы коллективной безопасности? Какие просчеты и ошибки были допущены во внешней политике СССР в предвоенные годы?




Особое внимание обратите на содержание и значение для СССР пакта «Риббентроп – Молотов» (23 августа 1939 г.). Какие последствия имело подписание этого договора? Ознакомьтесь с современной точкой зрения по данному вопросу. Покажите, чем характеризовалась внешняя политика СССР после подписания договора с Германией? Что Вы знаете о советско-финляндской войне? Сложный и болезненный вопрос, который и сегодня трактуется неоднозначно в странах бывшего СССР - отношение к вопросу расширения западных границ СССР в 1939-1940-х гг. Ныне в Прибалтийских республиках этот шаг сталинского руководства расценивается как оккупация и насильственное изменение государственного строя в 1940 г. в странах Балтии. Вы согласны с такой оценкой? Свое мнение обоснуйте.

Расскажите о целях и планах фашистской Германии в войне. Возможно ли было предотвращение второй мировой войны? Используйте для аргументации своих выводов фрагменты документов из Хрестоматии и интернет - ресурсов.

Какие цели преследовала Германия в войне против СССР? Было ли нападение Германии неожиданным для руководства страны? В последнее время в печати стали появляться версии о том, что, якобы, у Сталина и его окружения были планы первыми напасть на Германию. Насколько состоятельна эта версия?

Почему война, навязанная Советскому Союзу фашизмом, вошла в историю как Великая Отечественная война?

Далее раскройте причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Каковы потери СССР в первые месяцы войны? Какой вывод сделал И.В. Сталин, анализируя неудачи СССР в первые месяцы войны?



Какие действия по превращению страны в единый военный лагерь были предприняты советским руководством в условиях начавшейся войны? Расскажите о мерах по мобилизации всех ресурсов страны на нужды войны. Сгруппируйте эти меры, выделив наиболее важные сферы деятельности: политическую, экономическую, идеологическую, внешнюю политику и военное строительство. Какие результаты были достигнуты к концу 1941 г. в перестройке работы тыла и переводе народного хозяйства СССР на военные рельсы? Приведите конкретные примеры.

Ознакомившись с основными направлениями организаторской деятельности советского руководства по превращению страны в единый боевой лагерь, рассмотрите подробнее ход основных военных действий в первый период войны. Что принято понимать под начальным периодом Великой Отечественной войны? На какие этапы подразделяется Великая Отечественная война?

Особое внимание обратите на ход и военно-политические итоги сражения под Москвой. Чем была обусловлена победа советских войск под Москвой, одержанная после пяти месяцев тяжелейших оборонительных сражений? Почему разгром фашистов у стен Москвы оценивается как начало коренного поворота в ходе войны? Как повлияла победа Красной Армии под Москвой на международные отношения и образование антигитлеровской коалиции? Когда она окончательно сложилась и какую роль сыграла в войне?



Дайте характеристику состояния советского общества в условиях войны. Покажите патриотизм советских людей, их готовность отстоять свою Родину. Что означало понятие «единство фронта и тыла»? Какие результаты принесло патриотическое движение за создание фонда обороны и сбор средств в фонд Красной Армии? Далее расскажите о развитии экономики в годы войны. Когда завершилась перестройка советской экономики на военный лад? Как удавалось наладить работу тыла? Сравните динамику экономического развития СССР и других стран-участниц второй мировой войны. Чем Вы объясните причины поразительного успеха в развитии советской военной экономики в годы войны? Известно, что уже в 1942 г. СССР завершил переход на военные рельсы, а к началу зимней кампании 1945 г. превосходил Германию в орудиях и минометах почти в 4 раза, танках и САУ - более чем в 3 раза, боевых самолетах - в 8 раз. Почему Советский Союз сумел превзойти Германию по темпам роста и масштабам военного производства? Ведь фашистская Германия подчинила целям ведения войны против СССР экономический потенциал всех оккупированных ею стран Европы? Свои выводы аргументируйте.

Расскажите о массовом героизме красноармейцев на фронте, о народных ополчениях, борьбе партизан, о деятельности подпольных организаций на оккупированной врагом территории. Приведите конкретные примеры, рассказывающие о слагаемых успехов, достигнутых советскими войсками в борьбе с фашизмом. Какую роль сыграл тоталитарно-бюрократический режим в годы войны? Чем можно объяснить высокое общественное сознание в условиях этого режима?

Характеризуя военные действия 1942 г., объясните, почему важнейшие сражения лета и осени 1942 г. развернулись под Сталинградом и на Кавказе? Какую роль сыграл приказ № 227 «Ни шагу назад!»? В чем состоит историческое значение подвига героев сталинградской обороны? Что означал коренной перелом в ходе войны? Как был осуществлен прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г.? В чем состоят военно-политические итоги Курской битвы? Какие решения были приняты на Тегеранской конференции руководителей трех держав?

Покажите, как изменился характер военных действий в связи с завершением коренного перелома в войне? Почему советско-германский фронт был решающим во второй мировой войне? Изменилась ли обстановка на этом фронте в связи с открытием летом 1944 г. второго фронта в Европе? Как в дальнейшем развивались события Великой Отечественной войны и какое влияние они оказали на ход второй мировой войны? Расскажите о завершающих битвах Великой Отечественной войны. Каковы ее главные итоги? Какие вопросы рассматривались на Потсдамской конференции руководителей СССР, США и Великобритании и каково значение ее решений?

Расскажите об итогах и уроках Великой Отечественной и второй мировой войн. Каковы их последствия для всего мира и для нашей страны? Обратите внимание на чудовищные людские потери СССР в войне. Как Вы относитесь к мнению некоторых современников о том, что, мол, напрасны были огромные жертвы в войне с фашисткой Германией, что Сталин ничем не лучше Гитлера и т д.? Разве за Сталина сражались с врагом советские люди? Какая судьба ждала народы СССР в случае победы Гитлера? Чему учит трагедия второй мировой войны? Каковы, на Ваш взгляд, основные уроки этой страшной войны?

Охарактеризуйте изменения, которые произошли в международной обстановке после второй мировой войны. На какие группы государств разделился мир? Покажите, как складывалась «мировая система социализма».

Какие события свидетельствовали о начале крушения колониальной системы? Какую политику проводило советское руководство по отношению к развивающимся странам?

Что означала идеологизация межгосударственных отношений? Как влияла она на политическую ситуацию в мире? Раскройте содержание понятий «холодная война», «железный занавес». Охарактеризуйте функции Организации Объединенных Наций (ООН). Какие еще международные организации были созданы в послевоенные годы? Каковы их задачи?

Что Вы знаете о плане Маршалла и его реализации? Почему СССР и ряд других государств не приняли его? Какое влияние на мировые судьбы в целом оказало изобретение атомного и водородного оружия? В чем проявилось нарастание противостояния между Западом и СССР? Какие изменения в международной политике Советского государства связаны с XX съездом КПСС?

Какие проблемы стояли перед советской страной при переходе к мирному строительству? С чем связывал свои надежды советский народ, вышедший из войны победителем? Оправдались ли эти надежды? Покажите, как изменилась система управления обществом после войны. В чем проявился возврат к периоду 30-х гг.? Как восстанавливался контроль над умами? Какие факты свидетельствовали об усилении сталинского диктата в области науки и культуры? Каковы причины и последствия репрессий конца 40-х – нач. 50-х гг.? Подумайте, возможен ли был альтернативный вариант развития СССР после войны?

Проанализируйте состояние советской экономики после войны. Какие приоритеты экономического развития были определены в четвертом пятилетнем плане (1946-1950 гг.)? В чем смысл ценовой политики государства в период с 1947 по 1954 г.? Обратите внимание на ее экономическое и политическое содержание. С какой целью была проведена денежная реформа 1947 г.? В чем ее суть? Каковы основные итоги четвертой пятилетки? В чем проявился трудовой героизм советских людей всех союзных республик в ходе восстановления разрушенного войной народного хозяйства? Прокомментируйте актуальную ныне в отношениях между странами СНГ территориальную проблему, которая своими корнями уходит в Хрущевские времена. В правление Н.С. Хрущева было «модным» перераспределять земли: Узбекистан передал Таджикистану свыше 5,0 млн. га, Казахстан Узбекистану - 3,5 млн. га, РСФСР передала Украине территорию Крыма. Как Вы думаете, для чего это делалось, ведь было единое государство - СССР?

Обратите внимание на то, что процесс десталинизации в СССР начался сразу после смерти Сталина. Однако наиболее значительные попытки либерализации тоталитарно-бюрократической системы были предприняты Н.С. Хрущевым в 1954-1964 гг. Важной вехой в развитии этого процесса стал XX съезд КПСС (1956 г.). Подумайте, чем можно объяснить начавшуюся «оттепель» в духовной и политической жизни страны? В чем суть и ограниченность критики Хрущевым культа личности Сталина? Что было сделано для ликвидации последствий сталинизма? Кем и почему были определены жесткие рамки критики Сталина? Что дозволялось критиковать, а что - нет?

Далее раскройте сущность экономических реформ Н.С. Хрущева. Проанализируйте его политику в аграрном секторе экономики, в сфере промышленности, управления народным хозяйством. Какие изменения произошли в социальной сфере? Каковы, на ваш взгляд, достижения и просчеты Хрущева-реформатора? Почему попытки частичной либерализации системы потерпели крах?

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризовалась ситуация в мире в 30-е годы? Почему мир оказался перед угрозой новой войны?

2. Каково главное содержание пакта «Риббентроп – Молотов»? (1939) Какие последствия он имел?

3. Какие цели преследовала Германия в войне против СССР?

4. Чем характеризовалась экономическая ситуация в СССР накануне и в годы войны?

5. Как происходил переход советской экономики на военные рельсы в первые месяцы войны?

6. Каково значение победы Красной Армии под Москвой?

7. Что означал коренной перелом в ходе войны?

8. Почему советско-германский фронт был решающим фронтом в годы войны?

9. Каковы решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций?

10. Каковы итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн?

11.Что такое «холодная война»? В чем состояли причины военно-экономического и политического противостояния капиталистической и социалистической систем после войны?

12. Какие задачи стояли перед экономикой страны после окончания войны? Удалось ли их решить? Какой ценой?

13.Сравните послевоенное развитие СССР с периодом первых пятилеток. Что общего в экономической политике? Насколько обоснованным было возвращение И.В. Сталина к довоенным методам руководства?

14.Когда в СССР начался процесс десталинизации? С чем это было связано и в чем конкретно проявилось?

15.Каково историческое значение XX съезда КПСС?

16.Дайте общую оценку внешней политики СССР в 1953-1964 гг. Чем она отличалась от внешней политики 1945-1952 гг.? Охарактеризуйте двойственность этой политики.

17.Каковы результаты реформ, проведенных в стране в 1953-1964 гг.? В чем проявилась их непоследовательность и противоречивость?

Сообщения:

1. Экономика и финансы СССР в годы Великой Отечественной войны.

2. Цена победы. Итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн.

3. Экономика СССР после окончания войны: выбор модели и восстановление народного хозяйства.

4. Денежная реформа 1947 г.

5. Политика снижения цен в конце 40-х – начале 50-х гг.: причины, сущность, последствия.

6. Экономическая реформа 1965 года: причины, сущность, результаты.

Обязательная литература:

1. Леванов,Б.В. История России XIX – ХХ вв.: учеб. Пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 «Отечеств. история» для студентов вузов. неисторич. Специальностей/ Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С.487-571.

2. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд.,стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.231-287.

3. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов вузов неист. Специальностей/Л.И. Семенникова. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С. 695-747.

Дополнительная литература:

1. Альтернатива 1939 года: Документы и материалы. М., 1989.

2. Арбатов, Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника./Г.А. Арбатов. - М., 1991.

3. Алексеева, Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период./Л.Алексеева. - М., 1992.

4. Берия: конец карьеры. М., 1991.

5. Бурлацкий, Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них./Ф. Бурлацкий. - М., 1990.

6. Великая Отечественная война. 1941-1945.: Энциклопедия. М.,1985.

7. Зубкова, Е.Ю. Общество и реформы. 1946 – 1964./Е.Ю.Зубкова. – М., 1993.

8. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т.1-4. М., 1987-1990.

9. Опенкин, Л.А. Оттепель: как это было (1953-1955 гг.)./Л.А. Опенкин. - М., 1991.

10. Хрущев, Н.С. Воспоминания. (Любое издание.)

Темы рефератов:

1. Русская православная церковь в годы войны.

2. Война и русское зарубежье.

3. СССР на международных конференциях периода второй мировой войны.

4. Альтернативы послевоенного развития СССР

5. Карибский кризис: итоги и уроки.

6. Третья волна эмиграции из СССР.

7. Возрождение российской многопартийности.

8. Политические лидеры страны (Г.Маленков, Л.Берия, В.М. Молотов, А.Н. Косыгин, А.А. Громыко и др.)







Сейчас читают про: