Методические рекомендации. 1. Роль СССР в победе над фашизмом

Эссе

1. Роль СССР в победе над фашизмом.

2. Готовил ли Сталин превентивный удар по Гитлеру?

3. Советский коллаборационизм: предательство или борьба со сталинизмом?

4. Истоки массового героизма советских людей в войне.

5. «Маршал Победы»

6. «Холодная война»: дискуссия о причинах и «виновниках».

7. Политика «мирного сосуществования»: цели, задачи, направления, идеологические ограничители.

8. Экономика СССР в 60-70-е гг.: завершение индустриализации или «застой»?

9. Диссидентское движение в СССР и Запад.

Задачи и упражнения:

1. Выявите взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире и в СССР в 30-е гг.

2. Составьте таблицу «Потери воюющих стран во второй мировой войне». Чем можно объяснить колоссальный масштаб потерь среди военнослужащих и населения СССР в годы войны?

3. Почему польский вопрос стал одним из главных на встречах лидеров стран антигитлеровской коалиции в 1943 – 1945 гг.? Кто и как предлагал его решать? Почему?

4. Соотнесите довоенный и послевоенный уровень жизни населения в городах и сельской местности. Что общего и чем разница между ними, на ваш взгляд?

5. Сравните подходы Берии, Маленкова и Хрущева к реформированию советской экономической и политической системы. Найдите черты сходства и различия. Заполните на основе полученных данных таблицу.

Тема: Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

План:

1. СССР и мир в середине 60-х - начале 80-х гг. Внешняя политика СССР: принципы, основные направления, этапы, итоги.

2. Советское общество в середине 60-х - начале 80-х гг.: противоречия социально-экономического и общественно-политического развития.

3. Нарастание кризиса административно-командной системы.

Анализируя международное развитие в 60-е – сер. 80-х гг., обратите внимание на позицию Запада и Советского Союза. Подумайте, внесло ли брежневское руководство кардинальные изменения в подходы к основам советской внешней политики? Какие принципы определяли внешнеполитический курс СССР в данный период? В чем его противоречивость? Каким образом были определены главные задачи и основные направления международной деятельности Советского государства? Обратите внимание на особенности развития отношений СССР с социалистическими странами.

Что свидетельствовало о назревании в мировой системе социализма глубоких противоречий? Что Вы знаете о событиях в Чехословакии в августе 1968 г.? В Польше в 70-e - начале 80-х гг.? В чем проявилась гонка вооружений? В какой период отношения Советского Союза со странами Запада развивались в русле политики «разрядки международной напряженности»? В чем сущность этой политики? Каковы были ее пределы? Охарактеризуйте результаты военно-политического и экономического сотрудничества СССР с ФРГ, США и другими капиталистическими странами в 70-е гг.

Центральным событием периода «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.). В чем историческое значение этого Совещания? Какие последствия оно имело? Какую политику проводили СССР и страны НАТО по отношению к странам «третьего» мира? Каковы результаты советской политики в этих странах? Когда и в связи с чем заканчивается период «разрядки» и происходит резкое усиление конфронтации между СССР и США? Каковы причины и последствия ввода советских войск в Афганистан?

Начало деятельности Л.И. Брежнева было связано с реформами. Каковы основные принципы экономических реформ, проводившихся в 1965 - 1970 гг. в сфере сельского хозяйства, промышленности, управления экономикой? Изменили ли эти реформы основы экономического строя в СССР?

Охарактеризуйте итоги восьмой пятилетки. Обратите внимание на изменения в социальной сфере. Подумайте, почему эффект от реформ постепенно стал уменьшаться? В чем, на Ваш взгляд, заключались основные причины свертывания экономических преобразований в начале 70-х гг.?

Изучая вопрос о противоречиях в общественно-политической жизни, обратите внимание на особенности функционирования административно-командной системы при Брежневе. Какова была эффективность деятельности партийно-государственного аппарата? Какие возможности были у общества для того, чтобы влиять на социально-экономическую политику государства? Подчеркните тесную связь экономического развития с социальными процессами. Каковы были конкретные проявления нарастания проблем в советской экономике в 1970 – нач. 1980-х гг.?

Анализируя общественно-политическую жизнь страны, отметьте, какие обстоятельства диктовали необходимость перехода в СССР от экстенсивных к интенсивным методам развития в начале 70-х гг.? Что стало главной преградой на пути реализации этого курса? В чем проявился «застой» в СССР? Каковы его причины, характерные черты социально-экономического развития и общественно-политической жизни к нач. 1980-х гг.? Почему этот негативный процесс не удалось остановить?

Подчеркните, что кризисные явления проявлялись во всех сферах общественной жизни страны. Как изменялись: демографическая ситуация? ситуация в сфере производственной занятости? уровень жизни населения? С чем это было связано? Обратите внимание на особенности положения рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Какие перемены происходили в настроениях людей?

Что вы знаете о проявлениях «теневой экономики» в 1970-80-х гг.? Каким образом использовались «нефтедоллары» в экономике СССР? Сравните ситуацию в СССР с основными тенденциями развития мировой экономики. Что такое «научно-техническая революция»? Что указывало на то, что наметилось новое стадиальное отставание СССР от развитых стран? Почему советское государство, добившись в 60-70-е гг. в соревновании с капиталистическим миром паритета в военной области, не смогло добиться за это же время паритета в области экономики? Аргументируйте свой ответ.

Существовала ли в СССР оппозиция брежневскому руководству? Кто такие диссиденты? Когда в СССР возникло правозащитное движение? Назовите его лидеров. Какие цели они ставили перед собой? Какими методами действовали? Почему, несмотря на малочисленность, правозащитное движение получило широкий резонанс в мире? Каково, на Ваш взгляд, значение деятельности правозащитников?

В заключение охарактеризуйте попытки выведения страны из кризиса, предпринятые преемниками Брежнева. Каковы были основные направления и результаты деятельности Ю.В. Андропова, К.У. Черненко во внутренней и внешней политике? Почему им так и не удалось переломить развитие негативных тенденций в стране? В чем конкретно проявился системный кризис советского общества к середине 80-х гг.?

Вопросы для самоконтроля

1. Почему преемники Хрущева отказались от политических реформ? В чем Вы видите причины установления консервативного политического курса?

2. В чем суть экономических реформ, начатых в 1965 г.? Каковы их результаты? Изменили ли эти реформы основы экономического строя в СССР?

3. В чем сущность понятия «научно-технический прогресс»? Чем можно объяснить, что на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. наметилось новое стадиальное отставание СССР от развитых стран Запада?

4. В чем проявилось нарастание негативных тенденций в социально-экономическом развитии страны в 1970 – нач. 1980-х годов? Почему этот процесс не удалось остановить?

5. Каковы, на Ваш взгляд, причины диссидентского движения в СССР? Его цели, методы? Какую роль оно сыграло?

6. Каковы принципы, основные направления, этапы и итоги внешней политики СССР в период с середины 1960-х до начала 1980-х гг.? Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. наметился переход к политике разрядки международной напряженности? В чем это проявилось?

Темы рефератов:

1. Лидеры правозащитников (портрет и вклад в государственную и общественную деятельность).

2. «Нефтедоллары» в экономике СССР.

Обязательная литература:

4. Леванов,Б.В. История России XIX – ХХ вв.: учеб. Пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 «Отечеств. история» для студентов вузов. неисторич. Специальностей/ Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С.501-571.

5. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд.,стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.231-287.

6. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов вузов неист. Специальностей/Л.И. Семенникова. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С. 726-747.

Источники и дополнительная литература:

1. Волкогонов, Д. Леонид Брежнев. Юрий Андропов. Константин Черненко.// Семь вождей: Галерея лидеров СССР. Кн. 2, М., 1995.

2. Горбачев, М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира./М.С. Горбачев. - М., 1988.

3. Горбачев, М.С. Жизнь и реформы./М.С. Горбачев. - В 2-х т. М., 1995.

4. Перестройка: 10 лет спустя. Оценки москвичей. М., 1985.

5. Путч: Хроника тревожных дней. М., 1991.

6. Согрин, В. Политическая история современной России./В. Согрин. - М., 1994.

Задачи и упражнения:

Прочитайте документы и ответьте на вопросы

1. Из выступления Л.И. Брежнева на Пленуме ЦК КПСС 29 сентября 1965 г.

«…Чтобы в полной мере использовать все возможности социалистического способа производства, предлагается усилить экономический метод управления хозяйством. С помощью системы экономических стимулов нужно создать прямую заинтересованность каждого рабочего, мастера, техника, инженера и служащего предприятия во внедрении новой техники, в совершенствовании технологии, повышении производительности труда и качества продукции. Этим же целям будет служить расширение прав каждого отдельного предприятия… (На первый план партия ставит такие вопросы, как) социалистический хозяйственный расчет, использование в плановом управлении экономикой прибыли, цены, кредита, хозяйственных договоров и т.д., разработка учения об организации и управлении социалистической промышленностью в условиях развертывающейся научно-технической революции, сочетание централизованного планирования с экономической самостоятельностью предприятий и другие».

2. Журналист, сотрудник аппарата ЦК КПСС в 1963-1972 гг. А.Е. Бовин о Л.И. Брежневе

«…В отличие от Сталина или Хрущева Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата.

… В житейском плане он был добрый человек, по-моему. В политическом – вряд ли… Ему не хватало образования, культуры, интеллигентности в общем. В тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом.

3. Министр иностранных дел СССР в 1957-1985 гг. А.А. Громыко о Л.И. Брежневе

«…Конечно, сейчас может возникнуть вопрос: если было ясно, что принимаются решения, не отвечающие интересам страны, то почему же Политбюро, да и ЦК не принимали иных решений, которые в действительности отвечали бы интересам государства и народа?

Нужно учитывать, что существовал определенный механизм принятия решений.

Могу привести факты в подтверждение такого тезиса. Не только я, но и некоторые другие члены Политбюро справедливо указывали на то, что тяжелая промышленность и гигантские стройки поглощают колоссальные средства, а отрасли, производящие предметы потребления – продовольствие, одежду, обувь и т.д., а также услуги, - находятся в загоне.

- Не пора ли внести коррективы в наши планы? – спрашивали мы.

Брежнев был против. Планы оставались без изменений. Диспропорция этих планов сказывалась на обстановке вплоть до конца 80-х годов…

Или взять, к примеру, личное хозяйство колхозника. Фактически его уничтожили. Крестьяне не могли себя прокормить…

Мне не приходилось наблюдать, чтобы Брежнев глубоко осознавал недостатки и серьезные провалы в экономике страны. …Он не отдавал себе в этом полного отчета. Принимал на веру заявления работников, непосредственно отвечавших за то или иное направление в социальном и экономическом развитии страны, за выполнение намеченных планов. Был снижен уровень требовательности к этим работникам, делалось немало успокоительных докладов и речей, но обстановка в лучшую сторону не менялась.

4. Из дневника писателя Ф.А. Абрамова (25 мая 1982 г)

«…Пленум ЦК по поводу продовольственной программы. После гражданской войны, в условиях полной разрухи, за сколько лет была решена продовольственная программа? За два-три года. А сейчас будет решаться до 1990 года.

Слушал по телевизору, читал в газете, а существа продовольственной программы так и не понял, так и не усек.

5. Из выступления Л.И. Брежнева на ХХV съезде КПСС (1976)

«…Разрядка ни в коей мере не отменяет и не может отменить или изменить законы классовой борьбы … Мы не скрываем, что видим в разрядке путь к созданию более благоприятных условий мирного социалистического и коммунистического строительства.

6. Из «Памятной записки» А.Д. Сахарова генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу (5 марта 1971 г.)

«…Я хочу … информировать Вас, что в ноябре 1970 г. я … принял участие в учреждении Комитета прав человека в целях изучения проблемы обеспечения прав человека и содействия правовому просвещению. … Мы надеемся быть полезными обществу, стремиться к диалогу с руководством, к откровенному, гласному обсуждению проблемы прав человека.

Перечисленные ниже вопросы представляются мне неотложными…

1. О политических преследованиях:

а) Я считаю назревшей проблемой проведение общей амнистии политических заключенных…, включая осужденных по религиозным мотивам, включая содержащихся в психиатрических учреждениях, включая лиц, осужденных за попытку перехода границы, включая политических заключенных, дополнительно осужденных за попытку побега из лагеря или пропаганду в лагере.

б) Я считаю недопустимым психиатрические репрессии по политическим, идеологическим и религиозным мотивам…

2. О гласности, о свободе информационного обмена и убеждений:

а) Вынести на всенародное обсуждение проект закона о печати и средствах массовой информации.

б) Принять решение о более свободной публикации статистических и социологических данных.

3. О национальных проблемах, о проблеме выезда из нашей страны:

а) Принять решения и законы о полном восстановлении выселенных при Сталине народов.

б) Принять законы, обеспечивающие прямое и беспрепятственное осуществление гражданами их права на выезд за пределы страны и на свободное возвращение. Отменить инструкции, содержащие ограничение этого права, противоречащие закону.

4. О международных проблемах.

а) Проявить инициативу и объявить (или подтвердить – сначала в одностороннем порядке) об отказе от применения первыми оружия массового поражения (ядерного оружия, химического, бактериологического и обжигающего). Допустить на свою территорию инспекционные группы для эффективного контроля за разоружением (в случае заключения соглашения о разоружении или частичном ограничении тех или иных типов вооружения).

б) Для укрепления результатов изменения отношений с ФРГ выработать более новую гибкую и реалистическую позицию по проблеме Западного Берлина.

в) Изменить свою политическую позицию на Ближнем Востоке и во Вьетнаме, активно добиваясь через ООН и по дипломатическим каналам скорейшего мирного урегулирования на условиях компромисса с отказом от одностороннего военного и политического прямого или косвенного вмешательства со стороны США или СССР, с выдвижением программы широкой экономической помощи на международной аполитичной основе (через ООН?) с предложением широкого использования войск ООН для обеспечения политической и военной стабильности в этих районах…

Вопросы и задания к документам

1. Прокомментируйте документ 1. В чем историческое значение решений, принятых на Пленуме ЦК КПСС в сентябре 1965 г.? Что Вам известно об их практической реализации?

2. Какие выводы о причинах (объективных и субъективных) усиления кризисных явлений в экономике и общественной жизни СССР в 1970-е годы можно сделать на основании документов 2 и 3?

3. Прочитайте документ 4. Как Вы думаете, почему большевикам удалось решить продовольственную проблему в короткий срок в начале 1920-х годов и не удалось решить ее в начале 1980-х годов?

4. Какой период в послевоенной истории характеризовался «разрядкой международных отношений»? На примере конкретных событий раскройте смысл этого понятия. В чем выразилась двойственность и противоречивость советской внешней политики на данном этапе (документ 5)?

5. Что Вам известно об авторе «Записки» А.Д. Сахарове (документ 6)? Прокомментируйте его предложения по решению актуальных внутриполитических и международных проблем. Какие выводы о программе и тактике участников правозащитного движения в СССР можно сделать на основании данного документа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: