Культура России в XVII в
Просвещение. Во второй половине XVII в. было открыто несколько государственных школ. В течение века типографским способом было издано около 500 названий книг, в основном религиозного содержания. В 1672 г. в Москве была открыта первая книжная лавка. При царском дворе выходила рукописная газета “Куранты”, содержавшая в основном иностранные сообщения. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.
Литература. В этом веке были созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец”, составленный в 30 гг., освещал события от смерти Ивана IV до окончания Смутного времени. События Смутного времени нашли отклик в исторических повестях, носивших публицистический характер. К их числу относятся “Временник” дьяка Ивана Тимофеева и “Сказание” Авраама Палицына. Новым жанром были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”). Киевский монах Иннокентий Гизель написал “Синопсис” (обозрение) — первое русское печатное сочинение по истории.
|
|
Архитектура. К шедеврам зодчества в Москве относятся церковь Николая в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках и др. В XVII в. складывается стиль московского барокко, который характерен сочетанием красного и белого цветов в убранстве зданий. К памятникам деревянного зодчества относится дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском.
Живопись. Религиозная живопись уделяла больше внимания реальной жизни и психологии человека. “Спас нерукотворный” художника Симона Ушакова поражает прекрасной передачей человеческого лица. Тенденция к реалистическому изображению человека проявляется в распространении портретной живописи. Рационалистические черты, проявившиеся в отечественной культуре в этот период, нашли свое развитие в следующем веке.
Контрольные вопросы:
1. Русская смута.
2. Экономическое развитие России в XVII в.
3. Политическое развитие России в XVII в.
4. Внешняя политика России в XVIII в.
5. “Бунташный век”. Степан Разин.
6. Культура России в XVII в.