double arrow

В НАЧАЛЕ XIX В


АРХИВНОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В XVIII В.

Прогресс в развитии архивного дела в этот период времени частично связан со становлением российской исторической науки:

1) архивы отделились от канцелярий;

2) возникают новые архивы при новых высших центральных и местных учреждениях;

3) появляются исторические ведомственные архивы;

4) происходит частичная концентрация материалов, которая имела особое значение для российской империи;

5) формируется среда для архивного законодательства;

6) архивные материалы стали шире использовать в политических, справочных и научных целях.

В начале XIX в. произошли изменения в системе центральных и высших органов управления. В результате это привело к усложнению системы гос-венного управления, что, в свою очередь, привело к усложнению архивного делопроизводства.

Появились МИНИСТЕРСТВА. Каждое министерство стало представлять собой разветвлённую систему учреждений.

Эта реорганизация привела к коренным изменениям в архивном деле.

С появлением множества учреждений при них создаются архивы, что привело к «распылению» архивных документов.




Контроль над деятельностью местных архивов ослабла со стороны высших учреждений, что привело к массовой гибели архивных документов.

Также российские архивы пострадали из-за плохих условий хранения или целенаправленного уничтожения документов.

Д.Я. Самоквасов назвал XIX в. эпохой «архивного нестроения». О придурке Самоквасове, который не продал Лондону свою богатую археологическую коллекцию, а тупо отдал её в какой-то российский музей, мы ещё поговорим, поцреот грёбаный...

Вместе со всеми этими минусами, повышается практическая роль архивных документов, их уже рассматривают как источники. Это было обусловлено развитием русской исторической науки.

Что касается реорганизации систем гос-венного аппарата Российской Империи, то важно отметить, и это уже говорилось, что в 1802 г. на смену коллегиям приходят министерства. Появляется КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, а в 1810 г. появляется ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ.

В 1811 г., к слову, закреплено Общее учреждение министерств, где указаны постановка делопроизводства и хранение решённых дел.

Эта министерская реформа оказала негативное влияние на развитие архивного дела в стране! Министерства положили начало множественности и дроблению ведомственных архивов. При каждом министерстве создавался архив, который подчинялся директору департамента. Депортаментные архивы стали подчиняться канцелярии министерств и были лишены права переписки. Министерские архивы оставались без единого контроля со стороны Сената.

В результате, к 1820-м гг. архивы оказались в бедственном состоянии.



Государство старалось проводить меры по разгрузке архивов, ведь рост делопроизводства привёл к росту заводимых дел.

Вот, что было сделано:

1) передача документов из одного архива в другой;

2) перемещение материалов в пустующие помещения, зачастую непригодных даже для проживая;

3) уничтожение документов, причём массовое уничтожение.

Получается, в XVIII в. хранили все документы, а в XIX в. это уже стало не так реально. Уничтожение документов, к слову носило бесконтрольных характер, а чиновники, которые уничтожали документы, ещё и получали за это бабло: чем больше чиновник сольёт в утиль документов (поставит на них третью группу, о чём мы поговорим чуть ниже), тем больше лавэшки он нарубит.

Однако, следует отметить, что уничтожение документов дало толчок к развитию экспертизы ценности документов (ЭЦД). Впервые ЭЦД пытались провести в 1836 г. в военном министерстве, но у них нихуя не вышло! Тогда люди ещё не умели проводить ЭЦД. Император, к слову, разрешил министерствам самим проводить ЭЦД.

Что же получилось, и это интересно: министерства стали делить документы на три разряда:

1) документы всегдашнего (постоянного) хранения



- правительственные постановления и указы,

- списки чиновников,

- перечень награждаемых лиц и т.д. т.е. списки ОРД.

Это была самая маленькая группа.

2) документы временного хранения

Как правило, документы этой группы хранили 5-25 лет, а потом либо списывали в I группу, либо продлевали нахождение во II, либо отдавали на уничтожение (III группа).

3) документы, подлежащие уничтожению

Это была самая большая группа.

К третьему разряду документы приводили очень часто и очень много.

Следует подробно разобрать вопрос: а как же уничтожали документы?

Напр., секретные дела нужно было сжечь (да, в то время секретные дела уничтожали). Несекретные дела нужно было расшить, листочки перепутать и можно было продать на аукционе.

Чиновники получали неплохие деньги за уничтожение документов и поэтому уничтожали всё подряд. В России началось тотальное уничтожение документов – особенно сильно в провинции!







Сейчас читают про: