double arrow

Усиление феодальной эксплуатации крестьянства

Аграрные отношения. Разложение ленной системы

В различных районах обширной империи аграрные отношения имели свои особенности, но в целом они определялись военно-ленной системой, сложившейся у турок в XIV столетии.

Как правило, все завоеванные турками земли делились на три категории: 1) лены, под которые рри каждом завоевании отводилось около половины (по размеру дохода) захваченных земель, 2) коронные земли, составлявшие соответственно около одной пятой, и 3) церковные земли — вакуфы, на которые тоже приходилось около одной пятой. Одна десятая часть завоеван­ных земель предназначалась для содержания крепостных гар­низонов. Кроме того, существовали частновладельческие земли, но их было немного.

Ленные земли получали турецкие феодалы (сипахи) за службу в кавалерии. Сипахи обязаны были являться на войну с определенным числом вооруженных всадников, пропорцио­нально доходу с лена. Часть коронных земель раздавалась в ленное владение феодалам, занимавшим высшие должности в государственном аппарате. Запрещалось соединение нескольких ленов в одних руках. Передача лена от отца к сыну произво­дилась лишь по специальному указу султана, если наследник нес военную службу. В первые столетия существования Османской империи турецкие феодалы, как правило, сами хозяйством не занимались, ограничиваясь получением ренты-налога с кре­стьян своего лена. Они исправно служили в султанской армии, и военная добыча, дань, рабы были для них главным источни­ком обогащения.

Однако в таком виде османское военно-ленное землевладе­ние просуществовало недолго. В XVI перестал осуществлять­ся запрет иметь одному лицу несколько ленов. В XVII b. уже складывается крупное феодально-помещичье землевладение. Многие сипахи становились помещиками, заинтересованными в хозяйственной эксплуатации своих ленов и потерявшими инте­рес к несению военной службы, другие разорялись. Лены приобретали придворные султана, местная феодальная знать, рос­товщики, не имевшие никакого отношения к военной службе.

Одновременно значительно расширилась площадь вакуфных земель. Зачастую разоряющиеся ленники и мелкие землевла­дельцы, опасаясь полной потери всех своих земель, передавали мусульманскому духовенству свои угодья, сохраняя пользование ими на правах аренды. К концу XVIII в. в распоряжении мусульманского духовенства было уже две трети всех обраба­тываемых земель.

Юридически турецкие крестьяне-мусульмане считались свобод­ными. Они были наследственными держателями своего надела. В первые века существования Османской империи эксплуатация крестьян сводилась главным образом к получению владельцами ленов натурального налога — ашара, номинально составляв­шего десятую часть урожая — «десятину», но на деле в несколь­ко раз превышавшего ее. По мере изменения характера ленного землевладения резко усилилась эксплуатация турецкого кресть­янства. Помещики вводили новые произвольные поборы и от­работки. Установился порядок, при котором помещик имел пра­во в течение пятнадцати (позднее — десяти) лет требовать воз­вращения бежавшего крестьянина. Если крестьянин по каким-либо причинам три года не обрабатывал свой надел, помещик мог отобрать его.

Усилившаяся феодальная эксплуатация крестьянства сопро­вождалась введением многочисленных новых государственных налогов и повинностей. Были введены налоги на скот, на зим­ние и летние пастбища, на ульи и т. п. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Был введен даже специальный налог «на зубы». Он мотивировался тем, что выезжавшие в деревни сборщики налогов и чиновники, которых местное крестьянское население должно было кормить, будто бы стачивали о грубую крестьянскую пищу зубы. Фран­цузский просветитель Вольней, посетивший Османскую империю в 80-х годах XVIII в., писал о положении турецкого крестьян­ства: «Владея большей частью земель, феодалы сдают эти зем­ли только на обременительных для крестьян условиях. Они тре­буют от крестьян половину или две трети урожая. Постоянные притеснения сопровождаются тысячей эпизодических обид: то оштрафуют всю деревню за какой-нибудь проступок, то введут новую барщину, то требуют подарки по случаю прибытия пра­вителя, то забирают траву для его лошадей... Кроме того, надо дать ночлег всем воинам, проходящим через деревню или до­ставляющим приказы властей».

Особенно тяжелым было положение крестьян угнетенных народов империи.

В захваченных турками странах Балканского полуострова феодальный гнет помещиков тесно переплетался с националь­ным и религиозным угнетением. Крестьянство Балкан, испове­довавшее христианство, подвергалось жестокой эксплуатации турецких и своих собственных феодалов, принявших ислам. По­мимо уплаты повышенного поземельного налога и выполнения

многочисленных повинностей они обязаны были вносить особую подушную подать. Немусульманские подданные султана презри­тельно именовались «райя» («стадо»). Райя не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, но­сить оружие. Одежда их должна была отличаться от одежды мусульман.

Исповедовавшее ислам арабское население Аравийского по­луострова, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Ливии, Туниса и Алжира также подвергалось двойной эксплуатации — со сторо­ны турецких и своих собственных феодалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: