double arrow

Политический строй. Роль шиитской религии


Город, ремесло и торговля

Как и в других странах Азии, в Иране крестьяне зачастую со­четали земледелие с домашним ремеслом, занимаясь ткаче­ством, ковровым делом и т. п. В иранских городах имелось развитое ремесло, сохранившее средневековую организацию. Здесь существовали и простейшие мануфактуры с применением наемного труда. Ремесленные мастерские и мануфактуры про­изводили ткани, ковры, изделия из железа и меди. Часть про­дукции вывозилась за границу. Довольно широко была развита внутренняя торговля товарами ремесленного и мануфактурного производства. Ее вели мелкие и средние купцы, объединяемые в гильдии.

Хотя в экономически более развитых районах Ирана были уже налицо известные предпосылки для развития товарно-де­нежных отношений, раздробленность страны, частые ханские мятежи, произвол феодальных правителей препятствовали фор­мированию нового экономического уклада.

Сохранению отживших порядков способствовала феодальная политическая надстройка. Верховным и неограниченным пра­вителем страны был шах. В результате длительной междоусоб-

ной борьбы различных ханских группировок в конце XVIII в. у власти в Иране утвердилась династия Каджаров. Первым представителем Каджаров на шахском троне был Ага-Мухам-мед, который короновался в 1796 г. После непродолжительно­го царствования Ага-Мухаммеда на престол вступил Фатх-Али-шах(1797—1834).




Иран делился на 30 областей, которыми управляли сыновья и родственники шаха. Правители областей были почти само­стоятельными князьками. Они собирали в свою пользу пошли­ны и налоги, некоторые даже чеканили монету. Нередко меж­ду ними вспыхивали конфликты и вооруженные столкновения из-за спорных территорий. Правителями округов и районов, на которые делились области, назначались наиболее влиятельные местные ханы.

Большую роль в политической жизни страны играло му­сульманское духовенство. В отличие от мусульман Османской империи — суннитов — иранские мусульмане были шиитами (от араб, «ши'а» — группа приверженцев, партия). Они счи­тали, что возглавлять мусульман должны потомки Али — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Поэтому они не признавали халифов (в новое время османского султана-халифа) верховными руководителями мусульман. Шииты от­рицали святость сунны. Они не признавали высшей власти шаха в делах веры. Это повышало политическую роль шиитского духовенства, которое при определенных условиях становилось центром оппозиции властям.

Суд носил религиозный характер. Малейшее неповиновение со стороны крестьян и ремесленников жестоко каралось. При Ага-Мухаммеде распространенным наказанием было выкалы­вание глаз. По стране бродили тысячи нищих слепцов, одним, своим видом внушавших страх перед шахским гневом.

Особенно невыносимым было положение порабощенных на­родов. Иранские феодалы стремились к новым захватам. В 1795 г. Ага-Мухаммед совершил поход на Грузию, во вре­мя которого был варварски разграблен Тбилиси, а 20 тыс. его жителей уведены и проданы в рабство. Грузинский народ и другие народы Закавказья искали у России защиты от агрес­сии иранских феодалов.







Сейчас читают про: