double arrow

Церковная реформа. Никон и Александр Михайлович. Раскол русской православной церкви и его последствия

Развитие России в XVII в. Реформы Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 г.

Смутное время. Его причины и последствия. Земский собор 1613 г. Воцарение Романовых.

События 1598-1613 годов. Характеризуются слабостью государственной власти, неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, разрухой государства. Причины: 1)опричнина Ивана Грозного показала обществу его бесправие перед произволом царской власти, 2)стремление социальных групп общества улучшить свое сословное положение, 3)народ: власть должна принадлежать природному царю. С 1598 г. - Борис Годунов, 1605 г. – Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, восстание Болотникова, Лжедмитрий 2, интервенция, 2-ое ополчение Минина и Пожарского(1612 г.). Земский собор 1613 г. избрал на царствование Михаила Романова. Последствия: 1)социально-экономические: разорение экономики, запустение центральных регионов России, крепостничество в более жесткой форме, 2)политические: исчезли слабые зачатки монархии, 3) политически-психический характер: отсталость страны.

Отрезанная от морей Россия имела 1 порт - Архангельск. Все свои проблемы Россия решала за счет внутренних резервов. В XVII в. окончательно укрепилось крепостное право, наметился переход к неограниченной самодержавной светской власти, продолжался процесс бюрократизации и централизации. Стало заметно социально-экономическое отставание России от Запада. В 1649 г. - соборное уложение, окончено прикрепившее крестьян к земле, запретило выход крестьян от владельца и ввело бессрочный розыск беглых крестьян.

Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебных мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой традицией. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. В 1653 году в русской православной церкви произошел раскол. Патриарх Никон, желавший укрепить стремительно падавший авторитет церкви, начал проведение церковной реформы. Суть церковной реформы патриарха Никона, сводилась к унификации норм церковной жизни. Церковная реформа патриарха Никона повлекла за собой исправление обрядов богослужения, тем самым нарушим сложившиеся традиционные формы русских православных обрядов. Церковная реформа патриарха Никона вызвала негодование части духовенства и светской знати. Противником церковных реформ Никона, стал протопоп Аввакум. Выступления Аввакума и его сторонников положило начало такому явлению как старообрядчество.

Как уже было сказано выше, история взаимоотношений Никона и царя Алексея Михайловича началась ещё в 1645 году, когда Никон, будучи игуменом Кожеоозёрской пустыни, был в Москве по делам обители и являлся к царю – уже тогда Никон почувствовал расположение к себе со стороны государя. Впоследствии, в бытность Никона архимандритом Ново-Спасского монастыря и митрополитом Новгородским (чему, кстати, поспособствовал царь), дружба их стала ещё более крепкой. Но была она не совсем обычной: молодой, по природе мягкий и впечатлительный царь вполне подчинялся энергичному и властолюбивому патриарху. В Никоне царь видел не только друга, но и учителя (будучи человеком очень религиозным). Иначе говоря, молодой государь души в нём не чаял, готов был сделать для него многое, и не сказать, что Никон этим не пользовался.

Никон имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, как когда-то Филарет – на своего сына-царя Михаила Фёдоровича. Как и во времена Филарета, без патриарха не решалось ни одно государственное дело. Никон всё больше начинал ощущать свою значимость. Царь же по-прежнему доверял ему. В 1653 году он даровал Никону титул «великого государя» (коим до Никона обладал лишь один патриарх – Филарет, да и то – как отец царя), титул, прямо указывающий на двоевластие: власть патриарха приравнивалась к царской. Так мало того, в 1654 году царь, уехав на войну с Речью Посполитой, полностью оставил государство на Никона. Но военные походы способствовали возмужанию царя, он приобрёл некоторую «самостоятельность ума и характера». Поэтому, по возвращении, он стал вести себя более независимо по отношению к Никону, стал обращать внимание на поведение патриарха, всё более увлекавшегося властью. Правда, царь Алексей не сразу изменил своё дружественное отношение к патриарху Никону, однако между ними стали происходить короткие размолвки, со временем усиливавшиеся.

Так, с течением времени отношения между патриархом и царём охладевали вследствие того, что царь становился более самостоятельным, а патриарх – более охотным до власти. Между двумя когда-то дружными людьми встал вопрос власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: