double arrow

Основание Московского публичного театра

Петербургский театр втор пол 18 в.

Народный театр втор пол 18 в.

Самый массовый вид театра этого периода.

Ко втор пол 18 в. Относится возникновение народ драмы «Лодка», инсценировка народной песни «вниз по матушке по Волге». Создание драмы, изображающей расправу разбойников с богатым помещиком, было связано с не прекращавшимися в течение 18 в крестьянскими и казачьими восстаниями. Разбойничество – протест против усиливающегося крепостнического гнета. Различ названия: Ермак, Шайка разбойников, Шлюпка, Атамн, Черный ворон.

Разбойники или казаки плывут по реке в лодке, есаул, стоя на носу лодки, говорит атаману о том, что видит на берегах. Впереди показывается усадьба богатого помещика. Лодка причаливает к берегу. Разбойники являются «в гости» к помещику. Заканчивается расправой казаков с помещиком.

Бедственное положение вновь образованного в 1756 русского театра. Првительство не проявляло заботы о русском театре. Плохо оборудованное отдаленное от центра здание головкинского дома на васильевском острове, неполные сборы, не хватало на содержание персонала, костюмы, свечи. В 1759 театр стал на попечение гос-ва и вошел в число придворных трупп, сам Сумароков в 1761 уволен в отставку.

«Всенародный театр». Указала соорудить и в Москве, и в Петербурге открытые, «на просторной площади построенные» театры, предназначенные для «всенародного увеселения»: в Москве такой театр построен на Девичьем поле, в Петербурге – на пустыре за малой морской улицей, на Царицыном лугу. В «амфитеатрах», в открытых помещениях. От охочих комедиантов отличались тем, что получали за спектакли небольшие деньги. Труппы собирались на сезон из «охотников», набирал руководитель – «медиатор» - бывшие руководители трупп «охотников»: в Москве – Посников, Скорняков, в Петербурге это были служители Академической типографии, которыми руководил К. Борисов (театр типографских рабочих).

Эти бесплатные публичные представления сыграли важную роль в жизни обеих столиц, особенно в Москве театр на Девичьем поле имел особое значение, т.к. после кратковременного существования «Российского театра» еще не было государственного публичного театра.

В 1779 в театре на Царицыном лугу начались представления русской труппы, взятой на содержание антрепренёром Карлом Книппером – первый частный театр в СПб. Возник из Воспитательного дома в Москве, где воспитанников театральному делу учил Иван Калиграф – актёр московского театра. 1778 – первые публичные спектакли Воспит дома. В 1779 санкт-петербургским отделением Воспит дома был заключен договор с Книппером. Здесь состоялась премьера Фонвизина Бригадир, Недоросль, с успехом шла комическая опера Аблесимова «Мельник..»

Отвечали потребности населения в общедоступном русском театре.

В 1782 Книпер, не выполнявший условий догвоора с Воспит домом, был лишен прав на содержание труппы и театр возглавил в кач-ве режиссера и педагога Дмитревский.Превратил студийную труппу в проф театр.

Потом лучших актеров включили в труппу придворного государственного театра.

Реорганизация придворного театра. В 1766 императрица решила произвести организационную перестройку всего придворного театра, всех трупп и артистов. Установила срок обязательной службы основным артистам – 10 лет. И.П. Елагину было поручено возглавить Дирекцию придворных (впоследствии называвшийся императорскими) театров, т.к он был знатоком и любителем театра.

Принятие Екатериной II русского проекта создания Московского театра, назначение директором театра Н.С. Титова. В здании Оперного дома на Яузе. Приезд Сумарокова. Из-за долгов отстранение Титова, передача театра в руки итальянцам Бельмонти и Чинти, театр становится частной антрепризой. Итальянцы собрали сильную труппу (Померанцевы, Калиграфы, Миняковы, Ожогины, Андреевы, Синявские, Голоушин, Соколов, Залышкин, Базилевич). Театральное здание у графа Воронцова, Знаменский театр.

Эпидемия чумы – театр перешел к Урусову и Медоксу, новые таланты (Синявская, Шушерин, Плавильщиков). 1780 – сгорел Знаменский театр, Урусов отдает свою долю Медоксу, Медокс строит Петровский театр. Расцвет театра. Наезды Дмитревского. Дмитревский о московской публике. Возникает множество крепостных театров.

Изменение в театральном управлении: устранение Дирекции придворных театров, организация «Комитета, управляющего зрелищами и музыкой». Разделение театров на придворные и городские. По существу, три типа театров: замкунто-закрытый придворный театра, публичный придворный, публичный городской театр.

Возникновение театров в отдельных провинциальных городах.

Были идеи создания театра публичного и «вольного» (т.е. не на средства казны), в отличие от Петербурга, где русский театр стал в это время уже придворным. Екатерина вторая рассматривала 4 проекта основания Московского театра – 3 от иностранцев, 1 от соотечественников.

Екатерина II отвергла проекты иностранцев и доверила «дирекцию» русского театра в Москве полковнику в отставке, страстному любителю театрального искусства, сочинителю Н.С. Титову.

Титов занял пост директора Московского театра с января 1766 г., что и означало момент его основания.

Для спектаклей Екатерина отдала здание придворного театра Оперного дома на Яузе. К концу 1760-х в Москву перебрался Сумароков, взявшийся опять за перо и принимавший деятельное участие в делах московской сцены. Лучшие актеры: студенты Иван Иванович Калиграф и Николай Евстафьевич Миняков, рисовальный подмастерье Андрей Гаврилович Ожогин, ученик Егор Изотович Залышкин.

У театра с самого начала было много долгов, которые не удавалось погасить из сборов. Под руководством Титова театру удалось продержаться около 3-х лет, Титова освободили от должности директора и отдали русский театр в содержание итальянцам Бельмонти и Чинти (содержавшим маскарады). С этого момента Московский театр становится частной антрепризой.

Бельмонти собрал достаточно большую и сильную труппу, в основном из актеров, игравших еще у Титова: Василий Померанцев с женой Анной, Иван Калиграф с женой Надеждой, Иван Миняков с женой Анной, Андрей Ожогин с женой Елизаветой, Федор Андреев с женой Матреной, Алексей Синявский с сестрой Марией, Семен Голоушин, Илья Соколов, Егор Залышкин, актриса Елизавета Иванова, из Петербурга приехал Григорий Базилевич.

Собственное театральное здание антрепренерам быстро построить не удалось, разрешили на время пристроить театральный зал к дому, арендованному у графа Воронцова на Знаменской улице (театр называли Знаменским).

В 1771 на Москву обрушилось бедствие – эпидемия чумы. Умер Бельмонти, Чинти еще раньше вернулся в Италию. Антреприза переходила в руки разных владельцев, в числе которых оказался князь П.В. Урусов. В августе 1776 он взял в «товарищество» Михайла Егоровича Медокса, англичанина-эквилибриста. Благодаря их усилиям жизнь театра стабилизируется, на его сцены расцветают новые молодые таланты:Мария Синявская, Яков Шушерин, Петр Плавильщиков, да и прежние актеры еще в силе.

В феврале 1780 сгорел Знаменский театр, после чего Урусов уступил свою долю в антрепризе Медоксу, и тот остался единоличным владельцем, выстроив свой театр. Театр получил название Петровский (находился на улице Петровка).

1780-е – расцвет Московского театра Медокса,блестящий актерский состав, разнообразный состав, заинтересованный и понимающий зритель. Дмитревский, любивший приезжать из Петербурга и выступать на московской сцене, говорил: «Суд знатоков в Москве гораздо строже, чем в Петербурге, потому что в Москве народне занятый, вольный, живет в сове удовольствие и театром занимается серьезно». В Москве селились те, кто отошел от службы, не хотел быть на глазах у двора, попал в немилость и т.д. В Москве в это время возникает множество домашних крепостных театров, для них Петровский театр служил школой мастерства.

Изменение в театральном управлении.В 1783 в Петербурге, вместо Дирекции придворных театров с директором во главе, был организован «Комитет, управляющий зрелищами и музыкой». Произошло разделение театров на придворные и «городские», государственные (казенные). По существу, возникло три типа театров: первый – замкнуто-закрытый придворный театр (Эрмитажный), второй – публичный придворный – публика по билетам от придворной конторы, ингла давали спектакли «для народа за деньги» (большой Каменный театр), третий – публичный городской театр – подчинен казне, гос-ву, зрители попадали за деньги, покупая билеты (Малый Деревянный театр на Царицыном лугу (до этого это был Вольный театр антрепренера Книппера)).


Сейчас читают про: