С 20-х годах против деятелей русской культуры и науки был предпринят ряд карательных операций. По предложению В. И. Ленина в советский Уголовный кодекс была введена статья, карающая смертной казнью или высылкой за границу за пропаганду или агитацию, содействующую международной буржуазии. Под эту статью можно было подвести любое высказывание, идущее вразрез с коммунистической идеологией, В 1921 г. по сфабрикованному делу «Петроградской боевой организации» были расстреляны известные профессора, поэт Н. С. Гумилев. В 1922 г. из страны было выслано 160 крупнейших представителей русской интеллигенции. В 1928 г. ОГПУ организовало «шахтинское дело». В саботаже и государственной измене были обвинены 55 инженеров. После этого последовала кампания арестов, увольнений беспартийных специалистов и служащих. Преследуя интеллигенцию, советский режим для реализации планов модернизации вынужден был вести большую работу по созданию подчиненных и послушных кадров специалистов. Ученые привлекались к делу экономического возрождения страны. Расширялась сеть высших учебных заведений, куда принимались преимущественно выходцы из рабоче-крестьянской среды и был затруднен доступ выходцам из иных слоев населения. Недостаток специалистов восполнялся «выдвиженцами» — лицами без необходимого уровня образования, занимавшими инженерные и управленческие должности, что часто приводило к принятию нерациональных решений, большим тратам и потерям.
Продолжилась работа по ликвидации неграмотности. Правительственным постановлением 1923 г. она признавалась наиболее важной и ударной задачей народного просвещения. Было создано общество «Долой неграмотность». К 1927 г. СССР вышел на 19-е место в Европе по уровню грамотности.
И годы НЭПа коммунистическая партия еще не могла поставить полностью под свой контроль литературу и искусство. В определенных рамках допускалось существование и соперничество различных, школ, течений, жанров.
Наряду с новыми именами, вступившими в культурную жизнь страны в годы гражданской войны, продолжалось творчество литераторов, художников, начавших свою деятельность до революции: В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, В. Я. Брюсова. Начали появляться произведения М. А. Булгакова, М. А. Шолохова. Продолжали существовать объединения поэтов: футуристов, имажинистов (С. А. Есенин). Действовали различные литературные, художественные организации. В театральном искусстве сосуществовали классическая школа театра и новаторские искания, в частности В. Э. Мейерхольда.
В то же время как сверху от партийной бюрократии, так и снизу от прокоммунистически настроенных деятелей культуры шли требования административного вмешательства в духовную сферу, требования запретить те или иные группы и направления как «несоциалистические», «не нужные пролетариату и народу». Этот процесс все больше набирал силу.