double arrow

Культурная революция


В 30-е годы русской интеллигенции и культуре был нанесен еще боль­ший удар, чем за предшествующий период советской истории. Это было вызвано стремлением власти до конца ликвидировать идейную оппози­ционность, полностью утвердить господство коммунистической идеологии.

В 1930—1931 гг. ОГПУ обвинило интеллигенцию в создании «вреди­тельских» организаций: «Всенародный союз борьбы за возрождение сво­бодной России» (историки — С. Ф. Платонов и др.); «Трудовая крестьян­ская партия» (экономисты-аграрники — А. В. Чаянов и др.); «Инженер­ный центр» или «Промпартия»; «Союзное бюро ЦК РСДРП меньшеви­ков» (экономисты); военных теоретиков, офицеров и генералов царской армии, находившихся на службе в РККА. Репрессии по отношению к ин­теллигенции в 30-е годы приняли такой массовый характер, что НКВД создало целую сеть cпециaльных тюpeмныx научных институтов.

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «6 перестройке лите­ратурно-художественных организаций», которое предусматривало роспуск всех художественных групп и создание единых организаций творческой ин­теллигенции. В августе 1934 г. был создан Союз писателей СССР (первым председателем правления стал М. Горький), затем союзы художников, ком­позиторов и т. д. Для руководства художественным творчеством при Совнар­коме был образован Комитет по делам искусств. Перед художниками была поставлена задача «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе со­циализма». Таким образом, в начале 30-х годов большевистская партия прак­тически полностью поставила литературу и искусство на службу коммунис­тической идеологии и пропаганде. Участь художников, не приспособивших­ся к коммунистическому диктату, была, как правило, трагичной. Многие из них погибли в лагерях и застенках НКВД.




В то же время военные и экономические потребности страны застав­ляли руководство расширять систему подготовки специалистов, уделять внимание развитию науки. По переписи 1939 г., 4/5 населения умели чи­тать и писать. Было осуществлено обязательное начальное обучение, в городах — семилетнее образование. Расширилась сеть учебных заведений. Перед войной в стране насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. с высшим образованием. В 1933—34 г. в СССР на­считывалось более 714 вузов.

Среди наиболее известных достижений советской науки и техники этого периода были: изучение и освоение Арктики (экспедиции О. Ю. Шмидта, И. Д. Папанина), открытие геологами новых запасов полезных ископае­мых (под руководством П. П. Лазарева, И. М. Губкина), сверхдальние по­леты экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, разработка теории косми­ческих полетов К. Э. Циолковским, изучение реактивного движения, ра­кетостроение (С. П. Королев, В.П. Глушко) установление мировых рекор­дов высоты советскими стратостатами, изучение атомного ядра, органи­зация производства искусственного каучука и многое другое.

Для искусства этого периода ведущим направлением был реализм с его парадностью, монументальностью, прославлением вождей (всевозмож­ные ленинианы), помпезностью (скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», попытка строительства гигантского Дворца Советов на ме­сте разрушенного храма Христа Спасителя), что отражало стремление го­сударствам







Сейчас читают про: