double arrow

Значение политики Павла I


Реформы центральных и местных органов управления

При Павле I Сенат окончательно утратил свое значение. Император по всем вопросам сносился только с генерал-прокурором, который превратился как бы в премьер-министра, обладавшего функциями министров внутренних дел, юстиции и частично министра финансов. Дальнейшее изменение положения Сената в целом связано с реорганизацией центрального и местного управления. При Павле I были восстановлены Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии, Соляная контора, но уже на принципах единоначалия. Создавались новые центральные учреждения по отраслям хозяйства (например, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства). В дальнейшем Павел предполагал преобразовать коллегии в министерства, заменив принцип коллегиального управления единоличным.

Еще решительнее разломал Павел всю систему местного управления, учрежденную в 1775 г.: были ликвидированы должности наместников, закрыты приказы общественного призрения, управы благочиния; городское сословное управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы, и, наконец, изменилось само административно-территориальное деление страны и принципы управления окраинами империи (Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим территориям вернули традиционные органы управления).




Судебная система, созданная Екатериной II, также подверглась реформе. В конце 1796 г. были упразднены надворные, а также все губернские сословные суды, губернские магистраты, верхние расправы, а из уездных — нижние расправы. Из сословного дворянского уездный суд превратился в общесословный суд для населения уезда, кроме горожан.

Практически с первых дней царствования Павла I началось наступление на дворянские привилегии, определенные Жалованой грамотой 1785 г. Целью Павла I было превратить дворян в рыцарское сословие — дисциплинированное, организованное, поголовно служившее и преданное своему государю.

Все преобразования Павла I были противоречивы: с одной стороны, централизация, сосредоточение власти в руках царя, ликвидация элементов самоуправления, с другой — возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Если бы реформы императора касались лишь сферы управления, а не регламентировали всю жизнь общества, и проводились последовательно и осторожно, вполне вероятно, его судьба сложилась бы по-иному. Но общество, уже вкусившее плоды «просвещенного абсолютизма», не желало расставаться с той, пусть минимальной свободой, которую оно получило в царствование Екатерины II. Павлу не удалось обрести опору ни в одном социальном слое, и судьба его была решена.



Роковой для императора стала ночь на 11 марта 1801 г., когда несколько заговорщиков ворвались в его покои в Михайловском замке и убили Павла I. Императором был провозглашен его сын Александр I.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое влияние оказывали личность монарха и его мировоззрение на управление государством в условиях «просвещенного абсолютизма»?

2. В чем сущность реформирования высших и центральных органов управления?

3. Какое влияние оказывали неформальные институты власти на управление страной?

4. Дайте характеристику системы местного управления после реформы 1775 г.

5. Как изменялись принципы кадровой политики и организации государственной службы во второй половине XVIII в.?

6. Охарактеризуйте управление страной в последние годы XVIII в.

Рекомендуемая литература

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М.,1999.

«Надлежит... ведать все уставы государственные и важность их». Документы РГАДА по истории государственной службы в России. XVIII в. // Исторический архив. 1999. № 2, 3.

На Российском престоле. М., 1993.

Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Второй:

Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.

Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. СПб., 1998.

© Болотина Н.Ю., 2003








Сейчас читают про: