double arrow

Лозунги новой политики М.С. Горбачева


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 1985—1993 гг.

Глава XII РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

Короткий в историческом плане период преобразования сис-
темы государственного управления конца XX — начала XXI в.
следует разделить на два относительно самостоятельных этапа:
до осени 1991 г. и после осени 1991 г.

В марте 1985 г. на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Гене-
ральным секретарем был избран самый молодой член Политбю-
ро М.С. Горбачев.

Замысел реформ был изложен Горбачевым на Пленуме ЦК
КПСС в апреле 1985 г. Целью его политики стала модерниза-
ция социализма.
Отмечалась необходимость реформ в виду на-
зревшего кризиса и утверждался тезис о том, что до сих пор
в стране не использовались все потенциальные возможности со-
циализма.

Были провозглашены три основных лозунга, выражавшие
программу модернизации: гласность, ускорение, перестройка.

Гласность Ускорение Перестройка
Имела целью сделать достоянием общест- венности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно: внутренние проблемы страны. Началось изу- чение «белых пятен» истории Призыв к ускорению темпов экономическо- го развития Стремление к реконст- рукции не только эко- номики, но и всего об- щественного порядка в целом. Однако в ко- нечном итоге это при- вело к распаду систе- мы государственного устройства

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе горбачевских
реформ. Между ними существовала логическая взаимосвязь:
гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка
должна была служить устранению этих недостатков, и все это





в конечном итоге ускорить общественно-экономическое раз-
витие.

В основу экономической реформы была положена новая инве-
стиционная политика, направленная прежде всего на техниче-
ское перевооружение предприятий современной техникой. Уско-
рение предполагало опережающее развитие машиностроения
с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако та-
кой рывок был нереален, несмотря на огромные инвестиции
в эту сферу, и через 2—3 года какого-либо эффекта не было
достигнуто.

Старым направлением при реформировании было улучшение
трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на
рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, практиче-
ски сразу после апрельского пленума было издано постанов-
ление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкого-
лизма».

Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьян-
ства вводились меры административного наказания: лишение
премий, путевок в дома отдыха и санатории и т. д. Производст-
во водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно со-
кращаться приблизительно на 10%, но реально антиалкогольная
кампания была ускорена, и уже в 1985—1986 гг. производство
этого вида продукции сократилось практически в два раза. Од-
нако результаты этого были минимальны. Уничтожение богатых
виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб
многовековой традиции виноделия в этих районах. А хрониче-
ский дефицит алкогольных напитков и карточная система их
распределения привели в конечном итоге к массовому самого-
новарению. Курс на продолжение экономических реформ был подтвержден на XXVII съезде КПСС (1986). Не удалось избежать традиционного завышения предполагаемых результатов, например обещаний к 2000 г. в 2,5 раза повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой или домом. На этом этапе реформ большое значение было уделено организации труда и производства на государственных предприятиях и развитию негосударственных секторов экономики. Уже на первом этапе новая политика вызывала сильное сопротивление управленческого аппарата. Реформы, провозглашенные в центре, тормозились на местах. Предприятия фактически не получили самостоятельности, регистрация кооперативов




и лицензирование частной трудовой деятельности были сопря-
жены с большими бюрократическими трудностями, контроль за
качеством продукции при низком его уровне привел в конечном
итоге к сокращению заработка рабочих.



Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987—
1988 гг., предусматривал широкое внедрение рыночной эко-
номики.
Предполагалось, что предприятия, переведенные на
самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать
между собой, и эта конкуренция приведет к интенсификации
производства, к улучшению качества продукции и сокращению
ее себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтере-
сованы в получении прибыли. Государство теряло контроль над
ценами, которые отныне должны были устанавливаться рынком
на основе закона спроса и предложения.

Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях
отсутствия развитой инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции. К тому же к началу реформы убыточные предприятия составляли приблизительно 30% от общего числа, а 25% получали чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятии государственных дотаций открывало им прямую дорогу к банкротству. А способ увеличить прибыльность путем сокращения рабочей силы создавал реальную угрозу безработицы, и потому не был одобрен ни руководством предприятий, ни самими рабочими коллективами. Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, рост цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции значительно истощили государственный бюджет, который к тому же лишился двух крупных источников своего пополнения. Первым источником был традиционный экспорт сырья (нефти и газа). Падение цен на мировом рынке привело к тому, что эта статья экспорта сократилась на одну треть только за 1985—1986 гг. Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании. В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в сферу обращения поступили не обеспеченные товарами деньги. Рыночная экономика в условиях гиперинфляции
свелась к натуральному обмену (бартеру) и стимулировала не долгосрочное развитие производства, а быстрое получение прибыли в основном за счет торговли. Проведение преобразований, по мнению высшего партийное государственного руководства, было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным оппозиционно к новому


курсу. За 5 лет перестройки состав Политбюро обновился на
85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». Такой
же процесс отстранения от власти «брежневской гвардии» про-
исходил и в республиках. К власти приходили молодые партий-
цы, сторонники реформ.

Целью политических реформ на первом этапе было провоз-
глашено создание демократической модели социализма.







Сейчас читают про: