Древний Восток. Аккада период,наименование эпохи в исто­рии шумеро-аккадского царства, древнейшей ци­вилизации Двуречья

Аккада период




АККАДА ПЕРИОД, наименование эпохи в исто­рии Шумеро-Аккадского царства, древнейшей ци­вилизации Двуречья. Аккад (Агаде) — город, а за­тем и область, которая была крупнейшим центром семитического населения Южной Месопотамии. К середине III тыс. до н. э. началось смешение се­митов-аккадцев с шумерами, и к началу II тыс. до н. э. они слились в один аккадский народ. Культура А. п. является одним из этапов развития шумеро-аккадской цивилизации, памятники которой обыч­но рассматриваются в рамках обширной и сложной вавилоно-ассирийской культуры, определяемой IV—I тыс. до н. э. Самобытность памятников А. п. оп­ределяется ролью города и его правителей.

Ок 2300 г. до н а Аккад стал столицей огромной державы царя Саргона Древнего (Аккадского). К это­му времени в государстве шумеров становится возможным избрание царей из среды восточных семитов, и царю Саргону выпадает роль первого и крупнейшего объединителя государства. Согласно сложенным впоследствии легендам, Шаррукен (та­ково было имя, взятое Саргоном при вступлении на престол и означающее «истинный царь») был безродным сиротой, служившим у правителя Киша и ставшим царем по воле полюбившей его богини Иштар (шумерская Инанна). Он основал го­род, и его название затем перешло на всю север­ную область Южного Двуречья. Таким образом,


фигура легендарного царя, которого сказание де­лает также и реформатором многих сторон госу­дарственного уклада, явно отмечена следами ми­фологизации.

Памятники искусства А. п. относятся к XXIII в. до н. э. За исключением глиптики, они достаточно не­многочисленны, разрозненны, и их датировка зат­руднительна. Вместе с тем их отличия от более ранних памятников шумерской культуры очень значительны и в техническом, и в эстетическом отно­шении. Ярче всего они проявляются в стиле рель­ефов А. п. Шумерская стела-рельеф середины III тыс. до н. э. представляла собой, как правило, небольшую каменную плиту, изготовленную в честь важного события (победы над врагом, закладки но­вого храма). Для нее типично членение по гори­зонтали на фризы с изображенными сценами пове­ствовательного характера, причем фигуры царей или военачальников, в соответствии с древним ка­ноном, всегда выделены размерами.

Такова стела Эанатума, правителя Лагаша (см. Шу­мерская культура). Все фигуры на ней подчинены плоскости и изображены с соблюдением единого трафарета. Аккадская стела преемника Саргона, царя Нарамсуэна (Нарамсина), со сценами битвы и победы над горным племенем лулубеев — произве­дение на ту же тему, но его художественные до­стоинства куда более очевидны. Стела читается







Медная скульптурная голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.


Статуя Гудеа — правителя Лагаша. XXII в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: