Древний Восток. Древнего царства искусство

Древнего царства искусство

..










Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Первая половина III тыс. до н. э.


Статуя царского писца Каи. Саккара. Середина III тыс. до н. э.



-ски выстроенным пантеоном множества богов, сновополагающую роль продолжают, как и в эпо-у Раннего царства, играть культы правителя и -гробного существования. Последний приобретает Д. ц. и. особенно мощное и всестороннее воплоще-:е: «дома вечности», строящиеся для обожествля-чых фараонов еще при их жизни, превращаются:новременно и в символы могущества и величия оаны. Наивысшего подъема Египет достигает при тавителях Ш (2778 — 2723 гг. до а а) и IV (2723 — "3 гг. до н. э.) династий. Создаются самые боль­ше по размерам царские гробницы-пирамиды, -~ сооружением которых десятками лет трудятся только рабы, но и крестьяне. Этот историчес-й период нередко называют «временем пира-л», и его легендарные памятники не были бы даны без блестящего развития в Египте точных =ук и ремесел.

дним из ранних памятников монументальной

. генной архитектуры является ансамбль погре-

тьных сооружений фараона III династии Джосе-

Он был возведен под руководством великого

с:етского зодчего Имхотепа и отражал замысел

го фараона (впрочем, этот замысел несколько

претерпел существенные изменения). Отказав-

:ь от традиционной формы мастабы, Имхотеп


остановился на пирамиде с прямоугольным основа­нием, состоящей из шести ступеней. Каменные плиты укладывались без связующего раствора, но имели небольшой наклон к центральной оси, что обеспечивало прочность и устойчивость всего со­оружения. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (риту­ального возрождения жизненной силы фараона в беге). В декоре ведущая роль была отведена кон­трастам выступов и ниш, а также имитированным в камне приемам деревянного зодчества и плете­ния из тростника. В орнаментике преобладают мо­тивы иероглифических знаков и стилизованные изображения лотоса, папируса и пальм. Пирамида декора не имела. Ступенчатые пирамиды возводи­ли и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбо­видные контуры.

Совершенное выражение идея гробницы-пира­миды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хеф­рена и Микерина, которые еще в древности счита-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: