double arrow

Скульптура древнеегипетская







Мужская статуя. Фрагмент., 2563-2423 гг. до н. э.


Фараон Микерин с богинями. Ок. 2580 г. до н. э.



статуях сидящих писцов столь же часто обнару­живается сходство с формой пирамиды (см. Куби­ческая статуя). Существует и родство внутренних закономерностей скульптуры и архитектуры. С. д. концентрируется на изображении в фас: вид в профиль или с иной точки зрения не вносит в нее ничего нового. Подчеркивая фас, скульпту­ру подчиняют строгой симметрии, исключая при этом динамику движения, но тщательно прораба­тывая позу. Немаловажной особенностью С. д. явля­ется и обобщенная, без второстепенных деталей, обработка поверхности и силуэта. Этому немало способствует скрупулезно разработанный канон древнеегипетского искусства, получивший в об­ласти скульптуры едва ли не самое жесткое от­ражение. Фигуры, как правило, изображаются прямо стоящими, с руками, прижатыми к телу, с ровно поставленными ногами (или, в согласии с правилом, с выдвинутой вперед левой ногой). Ка­мень, заполняющий пространство между торсом и конечностями, не удаляется, и фигура таким обра­зом соединяется с фоном.

В канон С. д вошли несколько десятков общеприня­тых норм, касающихся размеров, поз, пропорций, материала, которые выбираются в связи с конкрет­ным ритуальным предназначением статуи и соци­альным рангом модели. Культовая скульптура фа­раона, изображенного в полный рост или сидящим на троне, претерпела наименьшее количество из­менений на протяжении всей истории египетского


искусства. Более гибкой и свободной оказалась трактовка скульптурного портрета, одного из са­мых замечательных явлений в культуре Древнего мира. Скульпторы начинали работу со снятия с лица гипсовой маски, которая в дальнейшей работе за­меняла натуру. По мере исполнения замысла от­брасывалось все случайное, но неизменно сохра­нялись наиболее выразительные индивидуальные черты. Портретность передавалась, прежде всего, на уровне пропорций лица, на основе которых со­здавалось исключительно лаконичное в своей вы­разительности, утонченно стилизованное и обоб­щенное портретное изображение.

Индивидуализация в египетском портрете не имеет ничего общего с предельной натуралистич­ностью портрета в искусстве римлян. Тем не менее в канонизированном портрете с течением времени появляется все больше индивидуально неповторимых черт. Вершиной портретной скульптуры справедли­во считается искусство амарнского периода, в част­ности работы Тутмеса.

Еще в период Древнего царства существовала специальная техника выполнения глаз: их рисова­ли краской либо инкрустировали, вставляя в уг­лубление глазницы в собранном виде. В деревян­ную, каменную или металлическую рамку, обра­зующую контуры век, помещали белый камень, изображающий глазное яблоко. Круглое углубле­ние в центре заполняли смолой и черной крас­кой рисовали зрачок. Смолу сверху покрывали



Карлик Сенеб и его семья. Ок. 2563-2423 г. до н. э.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: