double arrow

Римской империи искусство


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Рельефы колонны Траяна. Рим. 111-114 гг. н. э.

Римская живопись эпохи расцвета Империи по­чти не сохранилась, однако яркое и всестороннее представление о ней дают художественные памят­ники, сохранившиеся в городах Помпеи, Геркула­нум, Стабия, погибших при извержении Везувия и вскрытых археологами в XVIII в. Именно на мате­риале помпейского искусства была разработана историческая типология римской росписи и выде­лены четыре т. н. помпейских стиля, представлен­ных живописью погибших и развивавшихся некогда во всех областях империи городов. Начало разви­тия этих стилей приходится на период Республи­ки; имперская эпоха вызывает к жизни третий и четвертый стили. Третий стиль развивается в эпо­ху Августа и по характеру вполне согласуется с парадно-условным, обобщенным и сдержанным искусством этой эпохи. В нем преобладают орна-


ментальные мотивы, подчеркивающие плоскость стены и носящие изысканный, рафинированно-де­коративный характер. В плетение гирлянд листьев и цветов нередко вписаны небольшие сюжетные картины на мифологические темы. Росписи четвер­того стиля относятся ко второй половине I в.; в нем орнаменты приобретают очертания причуд­ливых архитектурных фантазий. Картины четвер­того стиля динамичны по композиции и написаны уже с элементами пространственной перспективы.




Ко II в. н. э. начинает расти политическое и куль­турное значение римских провинций. Особенно широко распространились различные восточные культы (Митры, Исиды), росла популярность хри­стианства. Однако империи было суждено пере­жить и новый краткий расцвет могущества под властью даровитого полководца и политика, импе­ратора Траяна (98-117 гт. н. а). В это время возника­ет новая волна интереса к культуре и строю жизни республики, что ярче всего проявляется в интере­се к эллинистической архитектуре и развитии не­которых традиций скульптурного портрета рес­публиканской эпохи. Одно из ярчайших имен в искусстве траяновского времени — архитектор Аполлодор из Дамаска. Этим зодчим были постро­ены форум Траяна со знаменитой колонной, арка Траяна и ряд других сооружений. Форум Траяна — наиболее целостное из подобных сооружений, за­думанное и выполненное как единый величествен­ный ансамбль. Форум включал в себя триумфаль­ную арку (см Арка триумфальная), пятинефную базилику Ульпия, две библиотеки — греческую и латинскую — и высокую колонну между ними. Комплекс расположен по одной оси и замкнут сто­ящим в глубине зданием базилики; строгость этой планировки смягчена округлыми очертаниями пло­щади. Стены и площадь были облицованы мрамо­ром, а в нишах помещены золоченые изображения военных трофеев.



Крыша базилики была покрыта листами золоче­ной бронзы. Данью греческому стилю зодчества было широкое применение колоннад и балочных перекрытий вместо римских традиционных сводов и арок. Колонна Траяна высотой 38 м, сложенная из круглых мраморных блоков, украшена спираль­ной лентой рельефа, на котором изображены эпи­зоды побед императора. В основании колонны были замурованы урны с прахом полководца и его жены; на вершине, над дорической капителью, по­мещалась статуя Траяна.

К лучшим памятникам эпохи относятся много­ярусные акведуки, возведенные во многих городах европейских провинций; шедевр инженерного ис­кусства римлян — Гардский мост (Пон-дю-Гар) близ Нима, во Франции. Этот мост — также при-









Сейчас читают про: