Римской империи искусство. терством исполнения. К лучшим произведениям эпохи причисляют также портреты варвара, маль­чика-ливийца и ряд других

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




терством исполнения. К лучшим произведениям эпохи причисляют также портреты варвара, маль­чика-ливийца и ряд других. Однако быстро найден­ные приемы изображения стали повторяться и применяться вне связи с характером конкретного образа. Усилились и черты манерности, внутренне­го разноречия замысла и характера (конный порт­рет Марка Аврелия).

В живописи продолжает развиваться четвертый стиль — стиль «фантастической архитектуры», предпочитавший в стенных росписях сложные ил­люзорно-пространственные композиции, изобра­жение фантастических интерьеров и ландшафтов. Многоплановость построений, сложность архитек-


турного и пейзажного фонов характерны и для мо­заик, палитра которых обогащалась смальтой мно­гообразных оттенков. Со II в. н. э. вошла в употреб­ление также черно-белая каменная мозаика.

В декоративно-прикладном искусстве Империи особенно выделяются произведения торевтики, а также «краснолаковая» керамика с рельефным де­кором и изобретательно выполненные изделия из стекла. Образцовыми произведениями такого типа являются расписные и двухслойные вазы с рель­ефными изображениями и орнаментами.

Римляне с I столетия Империи развили до выс­шей степени искусство глиптики. Мастера в эту эпоху предпочитают обращаться к твердым мате­риалам, изготавливая камеи из горного хрусталя и агата, а несколько позднее — выполняя резные произведения из сапфира и изумруда. Эпоха выс­шего расцвета римской глиптики — правление ди­настии Юлиев-Клавдиев.

При их дворе нередко работали греческие мас­тера, наиболее прославленными из которых были Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний служил придворным мастером императора Августа. В эту эпоху греческие и римские мастера в изобилии со­здавали портретные и многофигурные камеи с ми­фологическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа»; т. н. Парижская ка­мея; обе — конец I в. до н. а).

В период упадка империи (Ш-1У вв. н. а) в древ­неримском искусстве начинают проявляться черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы со­оружений, стремление к поверхностной эффектно­сти и беспокойной динамике в декоре. Строитель­ство в больших масштабах разворачивается главным образом в провинциях, где возводятся но­вые форумы, гигантские храмовые комплексы (например, в Баальбеке). Римские сооружения всех основных типов представлены в зодчестве Тадмо-ра, впоследствии названного Пальмирой (Сирия). В то же время в пределах Рима органически раз­виваются классические традиции римского зодче­ства (термы Каракаллы, 206-217 гг.; термы Диок­летиана в Сплите, ок. 300 г. н. а). При императоре Максенции (280-312 гг. н. а), последнем из правите­лей, стремившихся возродить величие Рима, была воздвигнута колоссальная базилика, названная его именем (315 г. н а). Базилика делилась на три нефа; средний, значительно выше боковых, был пере­крыт крестовыми сводами, которые поддерживались контрфорсами (опорными устоями, примыкавшими к стене). Это сооружение является прототипом по­зднейших христианских базилик, основного типа храмового зодчества Средних веков. Базилика была перестроена при императоре Константине и пото-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: