double arrow

Этрусков искусство. (крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в


АНТИЧНОСТЬ



(крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в. до н. э. из собрания Эрмитажа).

В III—I вв. до н. э. такой тип надгробной скульпту­ры становится обычным и выполняется из глины, терракоты с раскраской (саркофаг из Тускании, саркофаг Ларции Сеянти, III—II вв. до н. э.).

В период расцвета архаического искусства шире используется камень. Работы этрусских мастеров в круглой скульптуре до конца истории Э. и. в большей или меньшей степени напоминают про­изведения периода греческой архаики, причем ус­ловность изображения деталей даже выше, неже­ли в архаических скульптурах греков. Множество скульптур создается из более пластичного алебаст­ра. Особенным мастерством и своеобразием отли­чаются произведения декоративной скульптуры и мелкой пластики из бронзы (Химера из Ареццо, сатир с мечом, Марс из Тоди, IV в. до н. э.). Произ­ведения круглой скульптуры всех жанров посте­пенно обретают реалистические пропорции, и ос­новное внимание, как и в других областях Э. и., в них уделяется передаче движения. К началу эл­линистического периода необыкновенно возрастает интерес этрусских мастеров к портрету. Ряд произ­ведений Ш-1 вв. до н. э. предвосхищает римские портретные скульптуры. Черты портретной инди­видуализации, драматизма и прихотливой выра-


зительности проявляются и в декоративной скуль­птуре — статуэтках храмовых фронтонов, анте­фиксах, фризах из терракоты. Своеобразными чер­тами отмечены и этрусские рельефы.

В древнейших этрусских сооружениях ориента-лизирующего периода живописные композиции отсутствуют. Но именно в это время начинают при­меняться красочные покрытия орнаментального ха­рактера. Самый ранний из таких памятников — гробница Кампана близ Вей с разноцветными сте­нами и узором на них из цветных треугольников. Стены и свод этой гробницы украшены также изображениями животных (лошадь, пантера, лань) и фантастических существ. Фигуры выполнены в манере, напоминающей росписи древнегреческих ваз ориентализирующего (коврового) стиля. К этой же эпохе относятся плиты из гробниц Черветери.

В последующие годы все чаще появлялись над­гробные стелы с рельефами, особенно в областях Этрурии, граничивших с Грецией. В архаический период Э. и. живопись приобретает исключительно важное значение. Первой (при Тарквиниях) дости­гает расцвета погребальная живопись, примером которой являются многочисленные, с фигурными цветными композициями склепы некрополя Монте-роцци. В связи с распространением росписи склепы стали делать просторнее и выше; живопись обре­ла разнообразие и в отношении техники (фреска,







Торец расписного саркофага из Тарквиниев. Конец IV в. до н. э.


Золотая булавка из Ветулонии. VII в. до н. э.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: