Этрусков искусство. (крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в


АНТИЧНОСТЬ



(крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в. до н. э. из собрания Эрмитажа).

В III—I вв. до н. э. такой тип надгробной скульпту­ры становится обычным и выполняется из глины, терракоты с раскраской (саркофаг из Тускании, саркофаг Ларции Сеянти, III—II вв. до н. э.).

В период расцвета архаического искусства шире используется камень. Работы этрусских мастеров в круглой скульптуре до конца истории Э. и. в большей или меньшей степени напоминают про­изведения периода греческой архаики, причем ус­ловность изображения деталей даже выше, неже­ли в архаических скульптурах греков. Множество скульптур создается из более пластичного алебаст­ра. Особенным мастерством и своеобразием отли­чаются произведения декоративной скульптуры и мелкой пластики из бронзы (Химера из Ареццо, сатир с мечом, Марс из Тоди, IV в. до н. э.). Произ­ведения круглой скульптуры всех жанров посте­пенно обретают реалистические пропорции, и ос­новное внимание, как и в других областях Э. и., в них уделяется передаче движения. К началу эл­линистического периода необыкновенно возрастает интерес этрусских мастеров к портрету. Ряд произ­ведений Ш-1 вв. до н. э. предвосхищает римские портретные скульптуры. Черты портретной инди­видуализации, драматизма и прихотливой выра-


зительности проявляются и в декоративной скуль­птуре — статуэтках храмовых фронтонов, анте­фиксах, фризах из терракоты. Своеобразными чер­тами отмечены и этрусские рельефы.

В древнейших этрусских сооружениях ориента-лизирующего периода живописные композиции отсутствуют. Но именно в это время начинают при­меняться красочные покрытия орнаментального ха­рактера. Самый ранний из таких памятников — гробница Кампана близ Вей с разноцветными сте­нами и узором на них из цветных треугольников. Стены и свод этой гробницы украшены также изображениями животных (лошадь, пантера, лань) и фантастических существ. Фигуры выполнены в манере, напоминающей росписи древнегреческих ваз ориентализирующего (коврового) стиля. К этой же эпохе относятся плиты из гробниц Черветери.

В последующие годы все чаще появлялись над­гробные стелы с рельефами, особенно в областях Этрурии, граничивших с Грецией. В архаический период Э. и. живопись приобретает исключительно важное значение. Первой (при Тарквиниях) дости­гает расцвета погребальная живопись, примером которой являются многочисленные, с фигурными цветными композициями склепы некрополя Монте-роцци. В связи с распространением росписи склепы стали делать просторнее и выше; живопись обре­ла разнообразие и в отношении техники (фреска,







Торец расписного саркофага из Тарквиниев. Конец IV в. до н. э.


Золотая булавка из Ветулонии. VII в. до н. э.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА





double arrow
Сейчас читают про: