double arrow

АНТИЧНОСТЬ. «классический» наиболее точно соответствует именно произведениям Э


Этрусская живопись




«классический» наиболее точно соответствует именно произведениям Э. ж. У-ГУ вв. до н. э.

Но, отличаясь подлинной образцовостью и сти­листическим единством, произведения классичес-


кой Э. ж. во многом не сходны с искусством анало­гичной эпохи в Греции. Это объясняется суще­ственными различиями в эстетических воззрениях мастеров двух древних культур. Ясное спокой­ствие, величественная просветленность почти не проявляются в живописных образах этрусского ис­кусства. Оно, в отличие от греческого, теснее свя­зано с требованиями культа, больше тяготеет к магически-торжественному ощущению таин­ственности мира, свойственному, кстати, и восточ­ным цивилизациям. Эти настроения особенно уси­лились в Э. ж. последних столетий. Но истоки ее выразительности восходят к VIII—VII вв. до н. э. Именно тогда стали складываться характерные черты этрусского живописного стиля. Многие из них обусловлены воздействием традиций искусства Востока. В живописи гробниц этруски использова­ли минеральные краски разных цветов, преиму­щественно теплых тонов, наносившиеся на сырую штукатурку, несколько реже — на сухую, а по­рой и прямо на поверхность туфовых или скалис­тых стен склепа. Живопись в этрусских гробницах различалась по технике. Росписи наносились как на гладкую поверхность стены, так и выполнялись по процарапанному предварительно контуру. Приме­нялись и фресковые росписи по сырой штукатур­ке. Относительно редко в ранний период употреб­лялись холодные тона — синие, зеленые, голубые.




Ранними произведениями Э. ж. конца VIII в. до н. а являются плиты из гробниц Черветери, на кото­рых изображены сцены перенесения души в поту­сторонний мир и эпизоды с процессиями плакаль­щиц. Стиль этих росписей особенно близок искусству мастеров Передней Азии и творчеству мастеров древнего Коринфа. Период расцвета Э. ж. начинается с погребальных росписей склепов не­крополя Монтероцци, где с середины столетия применялись многоцветные фигурные композиции.

Настенная живопись в гробницах не только име­ла декоративное значение, но и повлияла на архи­тектурную композицию усыпальницы, заставив зодчих учитывать место для живописного декора при планировке гробницы. Расписывались не толь­ко стены, но и потолки гробниц, так что создавалось подобие черепичной крыши, как в этрусских храмах. Росписью покрывались и трапециевидные люнеты на торцах камеры (гробница Быков в Тарквинии. VI в. до н. а). Изображения строго согласовывались пэ характеру с архитектурой помещения, что сви­детельствует об общем для эллинов и этрусков стремлении к единству искусств. В живописном де­коре соблюдались законы композиционного и цве­тового контраста, для чего ритмически чередова­лись теплые и холодные цветовые пятна, а также крупные и мелкие сценки и свободные поля












Сейчас читают про: