double arrow

Этрусская живопись

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




 
 


Роспись гробницы Акробатов. Деталь. VI в. до н. э.

Роспись гробницы Акробатов в Тарквинии. VI в. до н. э.

Этот принцип соблюдается и в т. н. гробнице Ав­гуров, росписи которой в соответствии с этрусской традицией имитируют жилой интерьер. В компози­ции росписи примечательны своей выразительнос­тью фигуры жрецов-плакальщиков, ритуальные жесты которых исполнены величавой скорби. Ста­тичность центральной композиции оживляют дина-


мичные сценки на боковых стенах с фигурками, ис­полняющими танцы, борющимися, беседующими. Лишь два персонажа в левой части росписи преда­ются горю, все остальные заняты повседневными делами. В изображениях тщательно выписаны де­тали одеяний и лиц, причем мастер использует излюбленный композиционный прием греческих ва-зописцев: лицо персонажа резко повернуто в сто­рону, противоположную движению тела. Рисунки обведены резким контуром, в гамму теплых красно­ватых тонов лишь кое-где вкраплены искры голубо­го и синего. Возможно, такая трактовка погребально­го сюжета связана с шумными торжественными церемониями, которые устраивались после по­гребения.

В Э. ж. VI в. до н. э. еще отсутствует светотеневая моделировка, это скорее раскраска контурных изображений. Подобная техника напоминает роспи­си греческих белофонных лекифов, в рисунках ко­торых контур тела просвечивает сквозь одеяния фигурок. Эти росписи демонстрируют безупречное чувство ритма и пластическое чутье. Изысканную ритмику движений танцовщиць1 сумел передать ма­стер гробницы Акробатов (Жонглеров); замечатель­ным мастерством отмечены изображения танцоров в росписях гробницы Львиц, названной так по изоб­раженным в люнете львицам. Во фресках этой гробницы заметно внимание этрусских мастеров к пейзажу: здесь неизменно присутствуют изобра­жения деревьев, морских волн, летающих птиц и даже выпрыгивающих из воды дельфинов. В трактовке природных мотивов, впрочем, прояв­ляется скорее различие, чем сходство манеры гре­ческих и этрусских мастеров росписи. Эллинскому вазописцу достаточно было, не изображая поверх­ности моря, показать фигурку дельфина, чтобы со­здать у зрителя представление о водной стихии; эт­русские мастера тяготеют к более наивному и детальному изображению природы. Это качество было в дальнейшем усвоено римскими художниками.

Целую панораму природных образов можно ви­деть в росписях гробницы Охоты и Рыбной ловли: здесь сменяют друг друга сценки охоты на птиц, прыжков в воду, ловли рыб сетями, веселой тра­пезы. В этой гробнице имитация архитектуры явно отступает на второй план перед задачами чисто живописного характера, причем преобладают не сакральные, а жанровые мотивы. Одновременно становится богаче, разнообразнее и цветовая па­литра: в гробнице Охоты смелее и непринужден­ней использованы холодные цвета (синие хитоны рыбаков, синяя корма лодочки, с которой прыгает ныряльщик, и т. п.). В этих росписях особенной вы­разительностью наделен и другой излюбленный прием Э. ж: некоторые контуры рисунка остаются




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: