Античность. Ния. Афина передала Эрехтея младенцем дочерям Кекропа на воспитание



ния. Афина передала Эрехтея младенцем дочерям Кекропа на воспитание. Став царем, Эрехтей ввел в городе культ Афины. По требованию Дельфий­ского оракула он принес в жертву одну из своих дочерей во время войны против элевсинцев. Со­гласно другому преданию, Э. был построен на том самом месте, где некогда происходил спор Афины с Посейдоном за владычество над Аттикой. Перед храмом росла священная маслина, давшая начало роще богини, а через отверстие в полу храма можно было увидеть на скале след, оставленный трезубцем Посейдона.

Э. — последняя постройка классического периода в афинском акрополе, завершившая его архитек­турный ансамбль. В нем хранились древнейшие святыни города, и в том числе — деревянная ста­туя Афины, упавшая, согласно легенде, с неба. Именно для этой статуи предназначался пеплос, изготавливаемый жрицами Афины (см. Парфенон) и торжественно проносимый по священной дороге во время панафинейской процессии. Вероятно, Э. был задуман и воплощен в проекте еще при жизни Перикла и Фидия. Одна из интереснейших особенностей храма — необычная планировка и


асимметричное расположение помещении. Эта:-::;. вописная асимметричность отчасти объясняется тем, что Э. объединил в себе несколько древня; святилищ. Композиция Э. подчинена характеру ландшафта, и восточная часть здания выше запад­ной почти на 3 м. К храму примыкают три раалгч-ных портика: два из них снабжены ионическими ко­лоннами, а в третьем крышу поддерживают изваяния кариатид в ниспадающих одеждах. Их бла­городное спокойствие оттеняло драматизм изобра­жений на метопах соседнего Парфенона. Монумен­тальные статуи кор-кариатид выполняют роль колонн, и поэтому им свойственно единообразие пропорций и масштаба, однако все они отличаются разными оттенками пластического решения, в связи с чем каждая обладает неповторимой индивидуаль­ностью. Другой характер имеют рельефы фриза: в них присутствуют динамика и стремительность движений. Здесь был применен и своеобразный при­ем полихромии; вместо раскраски использованы цветные материалы: на фоне фиолетового мрамора живописно выделялись белоснежные фигуры.

По контрасту с более строгим и простым Парфе­ноном Э. во всех отношениях более живописен и







Эрехтейон. Северный портик. V в. до н. э.


Кариатиды южного портика Эрехтейона. V в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: