Античность

Этрусская керамика









Погребальная урна-канопа. Конец VII в. до н. э.


Котел-лебес на фигурной подставке. Конец VII в. до н. э.


Этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. VII в. до н. э.



С середины VI в. до н. а в употребление у этрусков вошла чернофигурная вазопись, подражающая ис­кусству греческих мастеров. В их росписях преоб­ладают растительные мотивы и изображения жи­вотных и птиц. Обычно вазы местных мастеров отличаются равноправным сочетанием сюжетных и орнаментальных узоров. Аристократы Этрурии ув­лекались чернофигурными и краснофигурными ва­зами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие прекрасные произведения греческой керамики. Однако стиль их собственных мастеров продолжал развиваться в согласии с об­щими принципами этрусской культуры.

Позже, нежели в греческих мастерских, появи­лись у этрусков краснофигурные росписи. В них много общего с италийской керамикой, но изобра­жения выполнены с типичной для этрусского ис­кусства резкостью контура и преобладанием орна­ментального начала. В Э. к. V в. до н. э. применялась и особенная техника: на поверхность сосуда, уже покрытого черным лаком, наносились красным ла­ком фигуры с процарапанными деталями. Но в це­лом вазопись этрусков IV в. до н. э. представляет собой лишь довольно самобытное подражание гре­ческому искусству классического периода. Почти


на столетие этрусские вазописцы отставали в ис­пользовании различных стилевых приемов. По су­ществу, замечательный живописный талант этрус­ских мастеров находил свое применение в другой области, относительно мало развитой у греков, в монументальных фресках усыпальниц. Однако сильные стороны этрусской живописной манеры редко находили себе применение в керамике. В эт­русских росписях слабее проявлено чувство ритма композиции, обобщенности художественного ре­шения, зато свободно проявляет себя резкая дина­мика и даже гротеск. Широко были распростране­ны в эту эпоху и гротескные фигурные сосуды в виде разнообразных голов.

Наиболее интересными в истории искусства эт­русков являются, таким образом, не поздние, а ранние изделия. Художественная Э. к Щ-1 вв. до н а больше, чем другие области творчества, свиде­тельствует о постепенной утрате самобытности и высокого мастерства. Нарастают тенденции возвра­щения к архаическим формам с их замысловатос­тью и усложненностью, но уже без наивной орга­ничности. К типичным произведениям поздней Э. к. относятся сложные изделия, объединяющие вмес­те несколько сосудов. Возвращаются в обиход фи-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: