Этрусская керамика
Погребальная урна-канопа. Конец VII в. до н. э.
Котел-лебес на фигурной подставке. Конец VII в. до н. э.
Этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. VII в. до н. э.
С середины VI в. до н. а в употребление у этрусков вошла чернофигурная вазопись, подражающая искусству греческих мастеров. В их росписях преобладают растительные мотивы и изображения животных и птиц. Обычно вазы местных мастеров отличаются равноправным сочетанием сюжетных и орнаментальных узоров. Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными и краснофигурными вазами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие прекрасные произведения греческой керамики. Однако стиль их собственных мастеров продолжал развиваться в согласии с общими принципами этрусской культуры.
Позже, нежели в греческих мастерских, появились у этрусков краснофигурные росписи. В них много общего с италийской керамикой, но изображения выполнены с типичной для этрусского искусства резкостью контура и преобладанием орнаментального начала. В Э. к. V в. до н. э. применялась и особенная техника: на поверхность сосуда, уже покрытого черным лаком, наносились красным лаком фигуры с процарапанными деталями. Но в целом вазопись этрусков IV в. до н. э. представляет собой лишь довольно самобытное подражание греческому искусству классического периода. Почти
на столетие этрусские вазописцы отставали в использовании различных стилевых приемов. По существу, замечательный живописный талант этрусских мастеров находил свое применение в другой области, относительно мало развитой у греков, в монументальных фресках усыпальниц. Однако сильные стороны этрусской живописной манеры редко находили себе применение в керамике. В этрусских росписях слабее проявлено чувство ритма композиции, обобщенности художественного решения, зато свободно проявляет себя резкая динамика и даже гротеск. Широко были распространены в эту эпоху и гротескные фигурные сосуды в виде разнообразных голов.
Наиболее интересными в истории искусства этрусков являются, таким образом, не поздние, а ранние изделия. Художественная Э. к Щ-1 вв. до н а больше, чем другие области творчества, свидетельствует о постепенной утрате самобытности и высокого мастерства. Нарастают тенденции возвращения к архаическим формам с их замысловатостью и усложненностью, но уже без наивной органичности. К типичным произведениям поздней Э. к. относятся сложные изделия, объединяющие вместе несколько сосудов. Возвращаются в обиход фи-