Этрусская скульптура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Химера из Ареццо. Конец V в. до н. э.


Лежащий этруск. Крышка погребальной урны. IV в. до н. э.


Скульптурный декор храма Ара делла Регина. Крылатые кони. IV в. до н. э.



каноп и превращаются в самостоятельный жанр скульптуры. Во всех случаях в этих фигурках, как и в этрусских росписях, господствует динамика, и человек изображается в сложном движении (бег, прыжок в воду и т. д.). Примечательно, что, в отли­чие от греческих мастеров, этрусские не избегают брать в качестве темы образ умирающего воина. Это различие в эстетике приобрело особенно дра­матический и пророческий характер в IV в. до н. э., когда катастрофические перемены в истории стра­ны заставили этрусских мастеров обратиться к изображению преимущественно трагических сцен. Как и в живописи, новая эпоха привела к изме­нению характера скульптурных образов. Но пере­мены здесь не были столь стремительными. Более консервативная погребальная скульптура долгое время сохраняла свою образность, и лишь новые технические приемы (более тщательная модели­ровка, мягкость проработки деталей, разнообра­зие поз) свидетельствовали о том, что эволюция художественной системы этрусской культуры ка­салась и области скульптуры. В IV в. до н. э.


в ходу были еще традиционные погребальные вазы-канопы, но изменился стиль их скульптурно­го декора. В этот период в погребальной скульпту­ре наблюдалось одновременное развитие двух стилевых направлений. Одно из них можно назвать архаизирующим (возможно, оно связано со стрем­лением сохранить перед лицом трагических собы­тий собственную древнюю художественную тради­цию). Второе направление представляет Э. с. во всем блеске ее современных технических и выра­зительных возможностей. Примером овладения Э. с. сложной композицией является фигура сатира с мечом, а также статуя молодого воина в шлеме, называемого иногда Марсом из Тоди. Техника брон­зовой отливки достигла здесь высокого уровня. Де­тали скульптуры создавались отдельно, сохраня­лась традиция инкрустировать глазницы.

Но самым выдающимся произведением этой эпо­хи может служить исключительный по качеству исполнения памятник: бронзовая крышка от погре­бальной урны с фигурой лежащего молодого эт­руска. Фигура изображена в сложной позе, с нео-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: