Кравченко А.И

2005 2005

Академический Проект Трнкста

Micua Micua

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ИСТОРИЯ МЕНДЖМЕНТА

А.И. Кравченко

Учебное пособие для вузов


Допущено Учебно-методическим объединением

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по специальностям «социология»

и «социальная антропология»


УДК 334 ББК 65.29 К78

К78 История менеджмента: Учебное пособие для

вузов.— 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005.— 560 с. — («Gaudeamus»)

ISBN 5-8291-0628-0 (Академический Проект) ISBN 5-902358-63-9 (Трикста)

В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менежмента, управлен­ческих революций, концепцию лидерства Маккиавел-ли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Фай-оля, а также воззрения представителей школы «челове­ческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.

Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.

Книга адресована студентам экономических и со­циологических специальностей, преподавателям и ас­пирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.

УДК 334 ББК 65.29

© Кравченко А.И., 2002

ISBN 5-8291-0628-0 © Академический Проект,

оригинал-макет, оформление, 2005
ISBN 5-902358-63-9 © Трикста, 2005


От автора ____________________________

Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Не­которые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше — спрос явно превышает предложение.

И тогда остается единственный путьсамооб­разование. Но и он мало кому доступен, особенно на периферии. В стране не хватает литературы. Пред­лагаемая книга призвана в какой-то мере помочь изу­чающим историю менеджмента. Конечно, она не охва­тывает всех проблем. В поле зрения автора попали прежде всего исторические аспекты, а из современно­сти — яге методы и концепции, которые связаны с управлением персоналом. Но этосердцевина менед­жмента.

Personnel Management включает социологические и социально-психологические концепции, принципы и конкретные методы эффективного управления персо­налом. Изложение учебного курса обычно начинается с краткой истории предмета исследования, классифи­кации основных школ и направлений, а завершается технологией «человеческих отношений». Кроме того, в содержание цикла обучения включаются такие воп­росы, как структура организации, динамика взаимо­отношений между руководителем и подчиненными, мотивация и стимулирование труда, модели органи­зационного поведения людей, лидерство и стиль руко­водства, межличностные отношения в малой рабочей группе, разрешение конфликтов, прикладные программы повышения производительности, управления по целям, обогащения труда, партисипативного менедж­мента и некоторые другие темы. Литература по уп­равлению в США, Японии и Западной Европе, учиты­вая научные монографии, статьи в десятках журналов, газетах и других периодических изданиях, а также учебники, пособия, методики, насчитывает сотни ты­сяч названий. В этой области мы неизмеримо отста­ем от цивилизованных стран.

Причин тому много. В 20-е годы у нас наблюдался расцвет исследований в области организации труда и управления. Сегодня мы с ностальгией вспоминаем имена крупнейших представителей отечественной наукиА.Гастева, П.Керженцева, С.Струмилина, Н.Кондратьева, Ф.Дунаевского, Н.Витке, которые до­стигли значительных успехов. В области НОТ тогда действовало более десяти научно-исследовательских институтов во главе со знаменитым ЦИТом. На пред­приятиях существовали десятки, если не сотни, пси­хотехнических и социоинженерных лабораторийпредшественников современных служб социального развития.

В те годы мы не стеснялись учиться у капитали­стов. В издававшемся Центральным институтом труда журнале «Организация труда» существовала специальная рубрика «За рубежом». Здесь помещались сообщения о всех сколько-нибудь примечательных конференциях по менеджменту, промышленной гиги­ене, теории и практике администрирования. Свежие новости поступали из Брюсселя, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Берлина. Редакция журнала, а в нее входили и зарубежные ученые, не только держала читателей в курсе международной жизни, но и давала анализ пе­редовых методик и программ управления, созданных за рубежом. Кроме цитовского журнала зарубежная ин­формация поступала и по другим каналам. В стране переводилось тогда до 70% зарубежных монографий.

По отношению к отечественной науке управления слово «менеджмент» не применялось. В 20-е годы пред­почитали говорить о «научной организации труда». Но многие прикладные исследования, социоинженерные проекты, методики профессионального обучения, пси­хологические тесты, эксперименты в области психологии труда и межличностных отношений, вне всяко­го сомнения, можно отнести к социологии менеджмен­та. Они получили признание за рубежом. Отдельные цитовские программы считались приоритетными, не знающими аналогов в мировой практике. УА.Гастева и его коллег учились даже зарубежные специалисты.

Вслед за кратковременным всплеском наступил глубокий период застоя. С конца 20-х до конца 50-х го­дов в стране не было разработано практически ничего существенного, что могло бы обогатить отечествен­ный или зарубежный опыт управления. Именно в эти три десятилетия за рубежом, прежде всего в США, отмечается фундаментальный сдвиг в области науки управления. Знаменитые Хоторнские эксперименты (1927—1932), заложившие основания современной ин­дустриальной социологии и психологии, происходили в тот период, когда в нашей стране постепенно начи­налось свертывание научных исследований. В периоде 30-х по 60-е годы в США созданы теории управления, которые и по сей день считаются классическими. На­против, в СССР не произошло никакого накопления научных фактов, а то, что было создано раньше, без­возвратно потеряно. В тот момент менеджмент практически исчез из поля зрения советских ученых и хозяйственных руководителей.

Начиная с 60-хгодов наблюдается некоторое ожив­ление по отношению к зарубежному опыту. Появляют­ся первые книги и переводы. В 1970 г. переведен сокра­щенный вариант шеститомного «Курса для высшего упрдвленческого персонала», изданного в США в 1964 г, Пожалуй, впервые менеджмент предстал во всем сво­ем объеме и сложности. Мы смогли узнать не только о подготовке управленческих кадров за рубежом, струк­туре и методах управления, организации сбыта, юри­дических вопросах бизнеса и руководстве финансами, но и о том, что можно было бы назвать социологией бизнеса. В особой главе«Советы управляющему»приводились традиционные для сферы «человеческих отношений» типы делегирования полномочий, мето­ды ведения беседы и разрешения конфликтов, правила межличностных отношений.

«Эпоха оттепели» вселила надежду и оптимизм. Думалось, что теперь-то отечественная социологическая и экономическая мысль сможет вести откры­тый диалог с зарубежной наукой, приобщаясь к ее луч­шим достижениям. Однако идеологические ограниче­ния проникли и в эту, казалось бы, весьма далекую от политики сферу. Видный советский специалист по организации и управлению В.Афанасьев вспоминал: «В 1967 году написал книгу «Об интенсификации раз­вития социалистического общества». Ее не хотели издаватьвсе из-за той же тейлоровской «буржуазной» идеи «выжимания пота»... И само понятие «управле­ние» вызвало волну протестов. Какое там управле­ние! Есть у нас политика партии, научное полити­ческое руководство, а управление, менеджеризмзападное, «буржуазное» изобретение» (Правда. 1989. 8 сентября).

В третьем томе «Философской энциклопедии», из­данном в 1964 г., нет статьи о менеджменте, но зато есть о менеджеризме. В ней разъясняется, что менед­жеризм является апологией капиталистического спосо­ба производства. Удивительно, но и через 25 лет в «Кратком словаре по социологии», изданномуже в 1989 г., о менеджеризме говорится, что эта буржуазная управ­ленческая доктрина имеет явно выраженную апологе­тическую окраску, игнорирует антагонистические про­тиворечия и неадекватно отражает реальность.

Именно в 60-е годы сформировался своеобразный подход, который вплоть до середины 80-х годов опре­делял официальное отношение к зарубежной науке уп­равления. Его суть состоит в следующем: из всего бо­гатства капиталистического опыта для практики социалистического строительства можно братьтоль-ко конкретно-практические методы руководства, а теоретическое содержание, обозначаемое как идеоло­гия менеджеризма, надо отбросить.

Компромиссная формула, разорвавшая две органи­ческие составные части менеджментаего теорию и практику, была, конечно, данью времени. В условиях господства идеологических запретов иной подход, ви­димо, был немыслим. В принципе, такая формула, взя­тая на вооружение в качестве методологического ру­ководства, ненаучна. Она превращает в абстрактную схему то, что создавалось десятилетиями как единый творческий процесс.

Но у нее были позитивные стороны. Благодаря ей можно было, не боясь обвинений в протаскивании чуж­дой нам идеологии, писать о конкретных исследованиях в области организации труда и подготовки управлен­ческого персонала. Постепенно термин «менеджеризм» уступил место понятию «менеджмент». Сегодня это реальность, о которой говорят вслух и всерьез. Вместе со словами «рынок», «конъюнктура», «реклама» прихо­дят и другие«бизнес», «предпринимательство». Они неразрывно связаны с понятием «менеджмент», отра­жающим специфическую реальность. Постепенно мы начинаем осознавать, что западный менеджментпрежде всего особая субкультура со своими ценностя­ми, нормами и законами, а не просто совокупность технических процедур и методов.

Использование западной технологии без анализа философии менеджментапуть, ведущий в никуда. Освоение методических приемов должно сопровож­даться анализом фундаментальных путей, на которых эти приемы создавались. Передовые технологии, раз­работанные за рубежом, будут совсем иначе выглядеть в нашей среде. Механическое заимствование лишь уг­лубляет пропасть, отделяющую нас от Запада. Вряд ли мы когда-либо разгадаем феномен успеха менеджмен­та, если будем подходить к нему только как к технике управления. Менеджментпрежде всего философия и культура управления. Японский стиль управления технически ничего нового из себя не представляет. Его загадкав культурном коде, новом типе поведения и отношений между людьми.

Социальная и экономическая реальность, с которой повседневно приходится сталкиваться нынешнему управленцу, имеет одно неприятное свойство. Она изменяется быстрее, чем меняются наши представления о ней. Не успеваешь оглянуться, как жизненный опыт, накопленный за долгие годы, и устоявшиеся знания, почерпнутые из книг, уже не помогают, а мешают принять единственно верное решение. Забастовки и трудовые конфликты, сделавшиеся в наше дни массовым явлением, со всей очевидностью высветили тот факт, что многие хозяйственники не знают механизма человеческих отношений и мотивов поведен ия рабочих.

Еще сложнее обстоит дело, когда наши хозяйствен­ники выходят на международную арену и вступают в деловые контакты с зарубежными партнерами. Незна­ние рыночных законов и коммерческой рекламы, конеч­но же, затрудняет общение. Но самое главное в том, что наши управленцы и их зарубежные визави говорят, если так можно выразиться, на разных концептуаль­ных языках. За спиной у первых отрывочные сведения, почерпнутые из курса исторического материализма, а у вторыхфундаментальные знания основ социоло­гии управления, современных концепций мотивации и нововведения, практические курсы в области деловых игр, социальной технологии, прикладных исследований.

Диалог культур и приобщение к общечеловеческим ценностям, о чем мы очень много говорим сегодня, не должны ограничиваться сферой гуманитарных мероп­риятий и философских симпозиумов. Нужны конкрет­ные, ощутимые шаги в области делового взаимопони­мания, человеческих контактов. Такие знания и практические навыки призван дать именно менедж­мент. По своей природе он интернационален: Ф.Тей­лор, П.Друкер илиА.Гастев в равной мере признаются классиками научной организации труда и управления во всех странах, творцами нового подхода к понима­нию человеческого фактора.

Книга задумана таким образом, чтобы постепенно сформировать у читателя целостное знание о науке и практике менеджмента. После каждой главы даются вопросы, углубляющие понимание материала; некото­рые из них сопровождаются конкретными примерами. В конце книги приводятся задачи и упражнения по всему пройденному материалу. С их помощью преподаватель сможет контролировать качество знаний учащихся. Упражнения можно разбить на группы, по пять в каж­дой серии. Таким способом вы получите микротест. Пять упражненийпять баллов. От количества вы­полненных упражнений зависит оценка учащегося. Очень просто и очень эффективно. Если не веритепроверьте сами. В конце книги приведены ответы.


ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»

Трудно установить с предельной точностью, како­ва этимология термина «менеджмент». Специальные работы мне не попадались. Однако истинное значение слова мы можем установить, выявляя его историчес­кие корни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: