double arrow

Сокращение текучести кадров (прежде всего, высококвалифицированной молодой рабочей силы), обусловленное гибким графиком работы

Количественное и качественное улучшение обслуживания клиентов.

Гибкие штаты

Для видов деятельности с переменной (например, сезонной) активностью, с чередующимися подъемами и спадами телеработа позволяет достаточно быстро увеличивать или уменьшать штат в зависимости от требований текущего момента.

Так, например, обслуживание клиентов может быть продлено за границы обычного рабочего дня или рабо­чей недели без оплаты сверхурочных или необходимо­сти работать в так называемое «личное» время.

Кроме того, телеработа способствует замене посто­янного штата временными исполнителями (outsourcing), при этом многие виды работ могут выполняться за тыся­чи километров от офиса и даже пересекать нацио­нальные границы разных стран. Можно сказать, что телеработа подразумевает и деятельность «распределен­ных рабочих групп», с помощью которых, например, инженерно-конструкторская компания, используя три (или более) группы специалистов, находящихся в раз­личных временных зонах, организует круглосуточную работу над срочными проектами, где каждая группа передает следующей полученные к концу своего рабо­чего дня результаты.

Однако, существуют и противопоказания к примене­нию телекоммьютинга: так, некоторые компании харак­теризуются такими системами управления и организа­ционной культурой, которые пока что не могут быть адаптированы к предлагаемому телеработой уровню гиб­кости. Многие менеджеры не уверены в своих возмож­ностях «управлять и осуществлять контроль на расстоя­нии», поскольку не верят в соответствующие способности своего персонала, а, следовательно, считают, что при работе на дому служащие будут склон ны недорабатывать. Зачастую руководство компаний убеждено, что работа посредством новых коммуникационных технологий мо­жет привести к утечке жизненно важной информации.

К тому же не все рабочие задачи могут быть хорошо решены в распыленной, самоуправляемой среде: суще­ствует много заданий, выполнение которых значитель­но выигрывает от тесных взаимодействий исполнителей, собранных вместе в одной комнате, или от синергетики интенсивно сотрудничающих групп. В некоторых видах обслуживания клиентов или деятельности по продаже важную роль играет дух команды и внутренняя мотива­ция, которые наилучшим образом генерируются лиде­рами и менеджерами при личном контакте и интенсив­ном контроле за исполнителями

Преимущества телеработы для наемных работников: /. Уменьшение времени на дорогу и снижение ма­териальных затрат на транспорт. Это преимущество является наиболее очевидным достоинством и основ­ным мотивирующим фактором для подавляющего боль­шинства современных телеработников. В соответствии с представленными в сети Интернет мнениями специ­алистов, изучающих проблему, большинство телерабо­чих использует, по крайней мере, часть высвобождае­мого из-за отсутствия необходимости «ехать на работу» времени для выполнения дополнительных заданий.

2. Решение проблем, связанных с семейной жизнью, «поддержание баланса» между семьей и работой. Эф­фективно организованная телеработа, применение гиб­ких рабочих программ исключают необходимость про­странственно-временных перемещений, до последнего времени напрямую связанных с возможностями и сте­пенью успешности «карьерного роста». Даже в тех случаях, когда телерабочий тратит достаточно много времени на решение своих производственных задач, он все равно остается в кругу семьи и может участвовать в выполнении домашних обязанностей, таких, напри­мер, как присмотр за детьми, поход за покупками и т. п.

3. Гибкий график работы. В большинстве случаев телекоммьютинг предполагает гибкий подход к исполь­зованию и организации рабочего времени. Каждый индивид имеет свой личный дневной «ритм»: некото­рые наиболее активны утром, другие — вечером. Тра­диционный график работы «приговаривает» всех ра­ботать строго в одно и тоже время, тогда как гибкая схема телеработы может означать индивидуальную свободу заканчивать и начинать трудовую деятельность в соответствии с наилучшим условиями для продуктив­ной работы. Заметим, однако, что существуют случаи, когда должностные обязанности требуют готовности ра­ботать в специфические, конкретно определенные часы, например, в часы активности клиентов.

4. Сохранение и развитие трудовых навыков. На­емные работники, которые в обычной ситуации долж­ны были бы оставить работу (например, по причине переезда), теперь могут ее сохранить. Служащие, ко­торые берут отпуск по уходу за ребенком или по дру­гим причинам, могут продолжать свою работу, исполь­зуя удаленный доступ, на временной основе, или полный рабочий день и оставаться таким образом вов­леченными в работу фирмы, сохраняя навыки и ква­лификацию.

Кроме того, наемные работники, работающие по­средством систем телеработы, избегают трудностей, связанных с дорогой, неисправностью личного или общественного транспорта, задержками по пути в офис, которые могут привести к уменьшению зарплаты из-за опозданий и отсутствия на работе и стрессу от тяжелой поездки до работы. У телеработников остается больше времени на самосовершенствование и улучшение про­изводственных и профессиональных навыков.

Индивиды, которые участвуют в трудовом процес­се посредством сетевых технологий, получают новые возможности, являющиеся следствием доступа к об­ширной сети «полезных связей, контактов» и ключевой информации. Так, одним из позитивных последствий технического и социального прогресса является воз­можность свободного выбора места работы. Телеком-мьютинг предоставляет новые возможности как горо­жанам, так и людям, живущим в сельской местности и имеющим доступ к Интернет-технологиям.

Вместе с тем телекоммьютинг на дому зачастую является неудобной и даже неприемлемой для работ­ников, характеризующихся низким уровнем трудовой мотивации, не являющихся достаточно самостоятель­ными, то есть для тех людей, которым необходим вне­шний контроль. В тех случаях, когда молодые люди впервые начинают работать, им на первых порах так­же требуется общение с коллективом, способствующее более быстрому приобретению профессионального опыта. Для некоторых людей необходимость «ходить на работу» является важной неотъемлемой частью жиз­ни, а «работа в офисе» — возможностью обзавестись друзьями и совершенствовать свои социальные навы­ки и контакты.

Следует учитывать и возможные негативные по­следствия телеработы для наемных работников, к кото­рым относятся, прежде всего, незапланированные рас­ходы на оборудование «домашнего офиса», установку дополнительных телефонных линий, покупку компью­терного и коммуникационного оборудования и про­граммного обеспечения, оформление соответствующей страховки, оплату пошлины на разрешение подобной деятельности.

Одним из наиболее актуальных вопросов остается выяснение социально-экономических выгод общества от массового применения средств телеработы. Рассмот­рим некоторые из них:

1. Уменьшение транспортных проблем (отказ от строительства дополнительных дорог и транспортных развязок, увеличение пропускной способности уже существующих дорог, уменьшение затрат на их ремонт), суммарных объемов перемещений и связанного с ними загрязнения окружающей среды. Телерабочие обеспе­чивают существенное снижение общего автомобиль­ного графика и, соответственно, способствуют каче­ственному улучшению состояния окружающей среды. В Калифорнии и ряде других американских штатов су­ществуют законодательные финансовые программы стимулирования телеработы как части кампании про­тив загрязнения окружающей среды.

2. Обеспечение оптимальных возможностей для борьбы с безработицей, стимулирование занятости. Потенциально телеработа может позволить людям, проживающим в районах с высоким уровнем безрабо­тицы, получить вожделенную работу, выполнение ко­торой необходимо работодателю, расположенному в другой части света. Для использования подобной воз­можности, необходимо выполнение двух условий. Пер­вое — индивиды должны иметь квалификацию и про­фессию, на которую есть повышенный спрос, а также обладать навыками пользования электронными сетями (именно это позволит им попасть в поле зрения работо­дателей). Второе —местное сообщество должно пред­принять определенные шаги для создания доступа к ин­формационному пространству коммуникационной сети и обеспечения возможности «дистанционной работы» населения.

3. Предоставление доступа к работе людям с огра­ниченными возможностями (в том числе и находящим­ся в заключении), которым телеработа может дать воз­можность не только работать, но и обучаться, общаться. К их числу относятся люди, имеющие специфические проблемы, например, ограничения по здоровью, не позволяющие им передвигаться или иметь нормальный рабочий день; одинокие родители, которые не имеют возможности оставить ребенка; люди, ухаживающие за пожилыми или больными родственниками.

4. Оживление экономики (использование телерабо­ты в качестве важного элемента программы оздоров­ления экономики). Однако стоит иметь в виду, что, так­же как и в случае с любыми новыми технологиями, телекоммыотинг дает выгоды и преимущества только тогда, когда она применяется правильным образом и в нужных ситуациях. Специалисты в области внедрения новых телекоммуникационных услуг отмечают, что в большинстве случаев не существует глобальных про­блем, полностью исключающих возможность исполь­зования Т. в условиях того или иного предприятия или организации. Вместе с тем, если программа телеком­мьютинга недостаточно хорошо продумана или плохо адаптирована к условиям конкретной действительнос­ти, ее применение может иметь негативный эффект и отрицательные социально-экономические последствия. И в этом нет ничего удивительного: если мы заставляем кого-нибудь использовать удаленный доступ в плохих условиях для выполнения неподходящих заданий, то, вряд ли, стоит удивляться появлению проблем. Слиш­ком часто люди, потерпевшие неудачу, вызванную, на их взгляд, несовершенством всей системы телекоммь­ютинга, делают поспешные выводы типа: «телекоммь-ютинг не срабатывает» или «телекоммьютинг не сра­батывает для нас». Хотя на самом деле правильнее было бы сказать: «Мы что-то перепутали в процессе приме­нения телекоммьютинга».

Социально-экономические выгоды, получаемые в результате применения системы телекоммьютинга, побуждают государственные и общественные органи­зации разрабатывать правила и документы, законода­тельно регулирующие, конкретизирующие и детализи­рующие все аспекты телекоммьютинга в различных практических ситуациях. В США, например, уже дей­ствует целый ряд таких документов: ADA —Акт по пра­вам американцев, имеющих ограниченную трудоспо­собность; ЕЕО —Акт, обеспечивающий возможности равного трудоустройства; FLSA —Акт по справедливым трудовым стандартам; LMRA —Акт по взаимоотноше­ниям исполнителей и менеджеров; SO НО — Правила по малому / домашнему офису и другие.

В целом, стоит отметить, что западные страны со всей серьезностью относятся к Т. как к особому, активно развивающемуся сектору экономики. Американский Президент Билл Клинтон приложил немало усилий, чтобы убедить Европейское Сообщество и Японию сде­лать совместные с США заявления (от 9 декабря 1997 г. и 15 мая 1998 г.) о «безналоговом киберпространстве». В США принят закон «О чистом воздухе», в соответствии с которым фирмы, использующие Т., получают значи­тельные налоговые льготы, поскольку их сотрудники меньше жгут бензин, и, соответственно, загрязняют окружающую среду. Кроме того, в американских шта­тах при продажах через Интернет действует морато­рий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5— 10% от цены товара.

В 1998 г. в Европе прошло 15 международных кон­ференций, посвященных проблемам внедрения теле-коммьютинга. Созданы многочисленные правитель­ственные и международные организации, призванные содействовать развитию в области телетруда и способ­ствовать разрешению возникающих проблем. Комис­сия Европейского Сообщества утвердила Пятую Кон­цептуальную программу развития науки и технологии на 1998 — 2002 гг., одной из целей которой является со­здание благоприятных условий для использования пре­имуществ Интернет-технологий частными лицами и организациями в Европе.

Итак, выше нами были рассмотрены история воз­никновения, становления,развития, практические ас­пекты и результаты применения систем телекоммью-тинга в странах Европы и США, традиционно относимых к стабильным государствам, ориентированным на со­циально направленную рыночную экономике. Очевид­но, что, несмотря на ряд трудностей и негативных моментов (неизбежных в процессе внедрения любого более или менее глобального нововведения), связанных с использованием Т., удаленный доступ к ресурсам предприятий и организаций имеет высокий социаль­но-экономический эффект, что признается всеми сто­ронами: государством (в лице местных и федеральных органов), работодателями, наемными работниками и мировым сообществом в целом.

Интернет (который, по мнению специалистов, яв­ляется не только способом создания дополнительных рабочих мест, но и (благодаря своей оперативности) одним из активно действующих электронных каналов трудоустройства, трудовой мобильности и поиска ра­ботников) полон предложений всевозможной работы: существуют огромные сайты (страницы, созданные в виртуальном мире сети), специализирующиеся на отыс­кании высококвалифицированных специалистов. За то, что речь идет, главным образом, о поиске работников этой категории, говорит не только необходимость вла­дения навыками работы с сетью, но и высокий профес­сионализм, предполагающий умение отыскать необхо­димую информацию в безграничном море ее.

Вместе с тем, доля российских специалистов, тру­доустроившихся посредством обращения к всемирной компьютерной сети, на сегодняшний день невелика. В чем же причина такого положения вещей? Почему иностранный капиталист, тратящий уйму энергии для того, чтобы сэкономить процент, не экономит сотни процентов? Почему иностранцы не ищут людей, гото­вых усердно работать за четверть «капиталистической» зарплаты? Да еще без медицинских и прочих страхо­вок, оплаченного отпуска и других достижений запад­ных профсоюзов? (Действительно, российский про­граммист, особенно живущий не в крупном городе, часто работает за десять и менее процентов платы, обычной для развитых стран.) Почему наш инженер, по­лучающий после кризиса 17 августа менее 100 долла­ров, не ищет нанимателя «за бугром»? Есть много при­чин, мешающих их взаимовыгодной встрече.

Просмотрев тысячи объявлений, размещенных в Интернете, можно обнаружить следующую закономер­ность: почти все они ориентированы на людей, прожи­вающих в США или европейских странах. Даже в тех случаях, когда явно не оговаривается место жительства кандидатов на рабочее место, россиянин может не рас­считывать на успех. На e-mail (сообщений, посланное посредством электронной почты), присланный из Рос­сии, как правило, никто даже не отвечает.

Телекоммьютинг прежде всего распространяется среди «белых воротничков». Сейчас в США их 8,3 мил­лиона. Рост составляет примерно 15% в год. За раздел американского рынка телеработы, оцениваемого в 30 — 40 миллиардов долларов в год, соревнуются такие стра­ны, как Барбадос, Ямайка, Индия, Филиппины. В Банга­лоре (Индия) создан парк информационных технологий, интегрирующий производство и конструирование с развитием инфраструктуры выставочных залов и мест отдыха. Названный «индийской силиконовой долиной», Бангалор уже стал привычным для таких гигантов, как Texas Instruments, Motorola, Hewlett Packard и IBM. Клиенты фирмы-провайдера Network Computer Systems из Ганы выигрывают конкурсы на создание программ­ного обеспечения в США, а также победили в конкурсе на архитектурные работы для канадской компании. Индийские программисты постепенно приобретают репутацию самых лучших и дешевых программистов в мире. Экспорт программного обеспечения из Индии возрос с 225 миллионов долларов в 1992 году до 1,15 млрд. в 1996.

В США большая часть телеработников — это люди, которые начали работать на фирму обычным путем и лишь затем перешли на телеработу. Более того, из 15 млн. телеработников большая часть работает через сеть от двух дней в неделю до почти целого месяца, регуляр­но появляясь на рабочем месте «живьем». Телеработ­ник в чистом виде, принятый на работу, работающий и оплачиваемый через сеть, пока довольно редкое явле­ние даже на Западе. Как правило, руководство фирмы предпочитает лично видеть сотрудников, принимаемых на работу.

Одним из самых простых направлений телеработы, которое можно реализовать в первую очередь, являет­ся перевод. С недавних пор все товары, ввозимые в Россию, должны быть снабжены инструкциями на рус­ском языке, а это сотни тысяч изделий, ассортимент которых постоянно обновляется, требуя новых перево­дов. Перевод одной страницы стоит в США порядка 60 долларов. Легко себе представить, сколько может зара­ботать преподаватель иностранного языка, даже если ему будут предложены значительно сниженные рас­ценки.

Вторым направлением телеработы является созда­ние HTML — страниц и готовых сайтов. В зависимости от масштаба, это работа для отдельных программистов или групп. В любом случае, в группе (возможно, вирту­альной) легче обмениваться опытом и идеями, накопить необходимые программы и заготовки. Учитывая про-двинутость наших специалистов в этой области, можно ожидать спонтанного возникновения таких фирм уже сегодня. Определенная финансово-материальная по­мощь на старте может, в перспективе, сделать некото­рые из них мировыми лидерами. Нужно лишь спешить: дерево, выросшее первым, заслоняет солнце следую­щим, фирма, утвердившаяся в Интернете, конкурирует на мировом рынке.

Следующее возможное направление работы — со­здание оригинального программного обеспечения. Раз­ные мелкие программки может писать и продавать один человек, и кое-кто в России уже неплохо зарабатывает таким способом. Однако всякий серьезный (принося­щий большой доход) проект требует коллективной ра­боты.

Дать работу российским инженерам уже сложнее. Нужно искать заказчиков на разработку различных конструкций, узлов и агрегатов, от простых до самых сложных. Нужно гарантировать ему выполнение зака­за или авансировать инженеров (в случае оплаты пос­ле поставки). Нужно обеспечить перевод. За рубежом используются другие материалы, комплектующие и стандарты, следовательно, необходимо будет собрать всю нужную документацию и обеспечить ею рабочие группы. Для работы нужны мощные компьютеры или автоматизированные рабочие места, которые трудно приобрести в одиночку.

Еще одно направление —торговля через Интернет. Уже существует множество сетевых магазинов. Хоро­ший пример — сайт www.amazon.com. В этом книжном магазине, расположенном в Америке, вы можете озна­комиться, не выходя из дома, с книгами более трех миллионов наименований. Система поиска и каталогов позволяет найти нужное название или тему, увидеть обложку книги и прочитать довольно подробную анно­тацию. Понравившиеся книги складываются в корзину и оплачиваются кредитной картой. Авиа-почта за 24 часа доставляет книги заказчикам в США или за трое суток людям, живущим за их пределами. Успех такого магазина определяется его удобством, ассортиментом и надежностью. Торговать же он может товарами, про­изведенными в любой точке мира, хотя нам естествен­нее было бы ориентироваться на Россию.

Список того, что возможно делать через сеть, бес­конечен. Но сейчас важнее начать хотя бы с самых простых вещей. Причем в таком бизнесе, где объемы удваиваются каждые 100 дней, четко действует желез­ное правило «кто не успел, тот опоздал». Закреплению на важнейших рубежах телекоммуникационного биз­неса могла бы способствовать специальная экономи­ческая программа, поддержанная местными органами власти и правительством России.

Интернет-экономика является областью, сулящей быструю отдачу в самом обозримом будущем. Будучи одним из активно развивающихся каналов обеспечения занятости, Интернет и осуществляемая с его помощью телеработа могут стать в условиях бурного развития в России т.н. вторичной занятости (поисков дополнитель­ных доходов от экономической деятельности, предпри­нимаемой людьми в дополнение к их основной работе) современным и действенным способом решения про­блем безработицы.

Здесь можно отметить несколько благоприятных обстоятельств, способствующих развитию тслеработы в России:

1. В нашей стране активно организуются и успешно действуют многочисленные провайдеры и центры Интернет.

2. Кроме того, имеется избыточное количество подго­товленных специалистов с высшим образованием в различных областях, в том числе и в области компью­терных технологий.

3. Развитие партнерских отношений с иностранными компаниями способствует получению выгодных кон­трактов и субсидий.

4. У российских работников растут навыки пользова­ния персональными компьютерами и коммуникаци­онными средствами, увеличивается психологичес­кая готовность применять их в процессе выполнения производственных задач.

5. Активная законотворческая деятельность, осуществ­ляемая в России в настоящий период, позволяет на­деяться на принятие ряда законов и нормативных ак­тов, регулирующих все аспекты организации работы посредством телекоммьютинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: