1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.1.–3.4. к практическому занятию).
2.Заслушивание выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из сообщений).
3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество аналитико-критического выступления.
4. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующие мини-дискуссии:
4.1. Я.А. КОМЕНСКИЙ утверждал: школа – место игр, дом наслаждений и удовольствий (в переводе с древнегреческого слова «школа» означает досуг).
ОППОНЕНТ (наш современник) с сожалением отмечает: Мы сделали школу местом тяжелой, неинтересной работы.
Кто прав? Студентам предлагается в обсуждении аргументировать свой ответ.
4.2. Ж.Ж. РУССО писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта; не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть наказанным; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить».
|
|
Студентам предлагается прокомментировать совет Ж.Ж. Руссо с педагогической точки зрения.
Литература практическому занятию по теме:
Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / Под ред. В.Г. Безрогова. М., 1990.
Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.
Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.
Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.
Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т. I /Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М., 1989.
Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1982.
Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1982.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.
Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учеб. пособие для вузов. М., 1998.
|
|
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.
Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.
Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. М., 2002.
Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.
Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.
Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.