double arrow

Принятие христианства на Руси. Церковная организация и юрисдикция

Билет 12.

ОГПУ

В 1922 Президиум ВЦИК издал декрет о создании Объединенного Государственного политического управления (ОГПУ) при НКВД.

На ОГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ОГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибунал и народные суды по принадлежности. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

  1. Принятие христианства на Руси. Церковная организация и юрисдикция.
  2. Преступление и наказание по Судебнику 1497.

Причины принятия:

- язычество как система взглядов устарела

- новые общественные отношения требовали принятия такой религии, которая бы объединяла общество, укрепляла гос-во, освещала власть князя, могла бы объяснить новые соц. отношения.

Обязательно в основе должно лежать единобожие.

В 980 Владимир I первая реформа на основе язычества. Выделяются 6 главных Богово главе с Перуном, но не судьба…

Он выбирает из:

- западноевропейского Христианства

- Византийского Христианства

- Ислама

- Иудаизма

Но всё было предопределено предшествующими столетиями:

1) первый креститель – Андрей Первозванный

2) сведения о проникновении на Русь христ. Относятся к первому веку (киевский князь Аскольд принял христианство в Византии)

3) его принимали дружинники, купцы, жившие в Византии

4) сущ-ала церковь Святого Ильи

5) приняла Княгиня Ольга и т.д.

Соответствовало интересам властей:

1) христианство было подчинено в лице его служителей интересам гос-ва

2) церковь – мощный землевладелец.

3) Владимир хотел жениться на византийской принцессе Анне, сестре императора.

Особенности принятия христианства:

- Добровольный выбор веры (на совете князя с боярской верхушкой)

- быстро распространилось по Руси (100 лет)

- не прошло без насилия (но степень насилия была разная)

- христианство в византийском варианте ориентировало человека на духовное преображение, содержало идею коллективного спасения. Это способствовало появлению такого феномена как духовность, неизвестного западному христ. Миру

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве гос. религии. Духовенство делилось на «чёрное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали приходы, епархии и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населённых деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции

В Уставе Владимира говорится о пожаловании Церкви «десятины» (одной десятой части всех княжеских доходов), возложении на церков­ные учреждения контроля за мерами и весами, богоугодными заведения­ми. Устав очерчивал церковную юрисдикцию над всеми христианами по следующим делам:

преступления против христианской веры и устоев Церкви (вол­шебство, нарушение святынь, гробокопательство, поругание креста, мо­литва б неустановленных местах, ввод в храм животных); преступления против христианской нравственности, о покушени­ях на женскую честь, изнасилование, браки между ближайшими родст­венниками, оскорблении словом, необоснованное обвинение в преступле­нии (блуде, отравлении, ереси), убийство новорожденного, драка между супругами, нанесение побоев родителям, противоестественные грехи, скотоложство; по всем семейным делам (иски о разводе, брачный сговор с назначе­нием неустойки при несостоявшемся браке, споры о наследстве и др.).

Кроме того. Устав Владимира очертил круг лиц, «людей церковных, богодетельных», на которых юрисдикция церковных судов распростра­нялась по всем делам и вопросам.

В этот круг включались: духовенство белое (с семьями) и черное (монашеское); миряне, служащие Церкви, врачи и повивальные бабки, люди убогие, получающие от Церкви содержание, вольноотпущенники по духовному завещанию, вдовы, богомольцы и т.п.

Устав Ярослава, как и Устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствован­ные из Русской Правды, что превращало его в систематический церков­ный судебник.

Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламенти­руемых объектов: некоторые из них (преступления против веры и Цер­кви, десятина, тяжбы братьев о наследстве и т.п.) вовсе не упоминаются, другие же (преступления против нравственности, незаконные браки, раз­воды, кровосмешения, оскорбления, драки и т.п.) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов. В отличие от Устава Владимира, Устав Ярослава не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний и порядок судопроизводства во втором уставе зависят от двух различных понятий: греха и преступления,

Все церковно - судебные дела подразделялись на три разряда;

дела греховные без элементов преступного деяния;

дела греховно-преступные;

все дела духовных лиц, судимые церковной властью.

Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником ко­торого была Русская Правда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: