double arrow

Всемирно-гражданское состояние является наиболее благоприятным условием реализации человека как морального свободного существа

Равенство его с каждым другим как подданного;

Любой мотив, признаваемый в качестве общей цели, неизбежно приводит к деспотизму.

Главную опасность для государственного общежития людей он усматривает в том, что единство политической жизни может быть связана с материей высшего блага.

Власть тогда становится носителем и толкователем идеи высшего блага и превратится в простую фикцию .

Именно в этом усматривал он трагедию французской революции, именно здесь заключалось основное противоречие политической доктриныРуссо. В этой плоскости лежит ответ на вопрос, почему все требования признания прав и свобод личности оборачиваются пустой декларацией.

Отношение людей друг к другу в такой общности, в которой они подчинены принудительным законам согласно требованию чистого разума, Кант называет гражданским обществом.

Отношение их единства к отдельным членам общества он называет государством.

«Государство (civitas) — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Государство отказывается от принуждения индивида в исполнении им нравственных обязанностей, признавая за ним моральную автономию, и оставляет за собой функцию правового принуждения.

Почему же необходимо отказаться государству от стремления к общему благу как достижению счастья для всех членов общества?

Кант убеждён, что для великого разнообразия материальных целей невозможно найти общее основание.

«Суверен хочет по своим понятиям сделать народ счастливым и становится деспотом».

Общественный договор как идея разума конституирует правовое состояние гражданского общества, основываясь на следующих априорных принципах:

«1) свобода каждого члена общества как человека;

3) самостоятельность каждого члена общности как гражданина».

Кант различает в государстве три власти: законодательную, исполнительную и судебную. Власти в государстве дополняют друг друга и взаимозависимы.

Различные формы отношения власти и народа могут быть разделены по количеству правящих и по способу управления. Первое есть форма господства, а второе – форма правления. По количеству правящих государства подразделяются на автократические, аристократические и демократические. Однако это различение не имеет принципиального значения, поскольку оно является лишь следствием первоначального законодательства. Во всех этих формах право применяется лишь частично и не является принципом свободы, а лишь способствует покорности народа.

Формы правления подразделяются на республиканскую и деспотическую. Чистая республика — единственный способ правления, делающий свободу условием любого принуждения, которое необходимо для правового государственного строя. Принцип суверенитета права своим следствием имеет недопустимость со­противления существующей власти. Только гласность и свобода печатного слова могут опосредствовать этот конфликт, поскольку благосостояние подданных не вытекает с необходимостью из идеи права и может быть следствием более или менее удачного управления, ошибки которого нельзя считать результатом дурного умысла.

Государства, находящиеся в естественном состоянии по отношению друг к другу, всегда стоят перед угрозой либо соблазном войны со своими соседями. Правители все чаще и чаще предлагают свои посреднические услуги в разрешении конфликтов между государствами, поскольку ущерб, наносимый войной промышленности, касается и других государств. Такая посредническая деятельность является прообразом и залогом того, что международные отношения также должны перейти в гражданское состояние.

Идея федеративного устройства союза государств является необходимым развитием идеи свободы в обществе. Конечной целью такого объединения являетсяприсоединение всех государств, в результате чего идея вечного мира может быть приближена к осуществлению.

· Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте и получил образование в Тюбингенском теологическом институте. В 1816г. Гегель становится профессором философии Гейдельбергского университета, а в следующем году возглавляет кафедру в Берлинском университете, став преемником Фихте.

Учение Гегеля является важнейшим среди доктрин немецкого классического идеализма и всей философии эпохи Нового времени.

Политические проблемы, философские аспекты государства и права рассмотрены немецким мыслителем в работах: «О внутренних отношениях в Вюртемберге Нового времени, прежде всего, о недостатках конституции, касающихся управления магистратов», «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчеты сословного собрания королевства Вюртемберг», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831г.».

Из всех гегелевских трактатов для истории политических учений наибольший интерес представляет «Философия права» (1821).

Государство, по Гегелю, высшая ступень развития объективного духа, «шествие Бога в мире».

Развитие идет от абстрактного к конкретному, каждая последующая стадия включает в себе «истину» предыдущих.

Это и есть диалектический процесс, который можно представить следующим образом.

Тезис — непосредственное единство, антитезис — отрицание первого момента ступени дифференциации, распада на отдельные абстрактные моменты и, наконец, синтез — познание себя, возвращение к первоначальной целостности, но уже как к развитому единству, содержащему в себе многообразие.

Диалектический процесс самопознания происходит как на уровне индивидуального человеческого сознания, так и на уровне сознания общественного.

Ступени развития субъективного духа - антропология, феноменология, психология; объективного духа — право, мораль, нравственность; абсолютного духа — искусство, религия, философия. Все вышеперечисленное суть диалектические триады.

Сфера политического относится к ступени объективного духа. Диалектика объективного духа рассмотрена Гегелем в работах «Энциклопедия философских наук» и «Философии права».

Философия права не создает теорий идеального государства, но в то же время она не занята эмпирическим описанием исторически существующих государств. Философия права изучает идею права и идею государства .

Идея, по Гегелю, это не пустая абстракция, а понятие, реализованное, воплощенное в окружающем нас мире.

Основное значение термина «право», по Гегелю, это свобода. Право также понимается им как закон — позитивное право и как формы осу­ществления свободы.

Традиционно право и определяют как меру свободы. И это означает, что право — это осуществленная свобода. На ступени общественного духа эта свобода воплощена в политических и социальных институтах, которые нельзя рассматривать только как цепи, сковывающие «естественного» человека, как это делает Руссо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: